Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

55 лучили высокое общественное признание. «Кто наблюдал Гречнева за работой, тот должен признать, что в лице Греч- нева мы имеем не режиссера сцены, а творца, художника в истинном смысле и значении этого слова» 44 . Александр Васильевич Павлов-Арбенин (1871–1941) в петербургском Театре музыкальной драмы работал в те же годы, что и Я.А. Гречнев (1913–1918). Он и Новониколаевск предпочел театрам Украины и Кавказа, возможно, потому что здесь мог сотрудничать с единомышленником. «Идя на- встречу нашим сибирским зовам, – писала сибирская прес- са, – Павлов-Арбенин отказался от благодатных центров юга Украины и Кавказа, справедливо учитывая специфиче- скую серьезность тех заданий, каким следует Сибгосопера как художественно-просветительская цитадель, наперекор тысячам технических и материальных трудностей, стоящих на ее пути» 45 . Павлов-Арбенин работал в Сибгосопере один сезон, тем не менее, оказал сильнейшее влияние на ее ста- новление. Как неординарное событие театральной жизни города воспринимались его спектакли «Кармен», «Пиковая дама», «Севильский цирюльник», «Риголетто». При этом, если Я.А. Гречнев решал новаторские вопросы сценарной драма- тургии, то спектакли, которыми дирижировал А.В. Павлов- Арбенин, выделялись особо интересной музыкальной дра- матургией. Зрительский успех театра в этом сезоне оказался столь велик, что его пришлось продлить до восьми месяцев. А.В. Павлов-Арбенин оказал влияние на музыкальную жизнь Новониколаевска не только как оперный, но и как симфонический дирижер. В период, когда симфоническое исполнительство в Новосибирске только зарождалось, кон- церты столь высокого качества, которые представил Павлов- Арбенин, имели историческое значение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2