Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

53 11 человек. Балеринами классического плана не были даже ведущие солисты Р.П. Райковская, И.А. Россинская, И.Р. Шо- рохова, Н.И. Ловцова. В массовых сценах приходилось при- влекать артистовмиманса и хор. Темне менее балетные сцены включены в первые же оперные спектакли, а в конце перво- го сезона поставлены два балета – «Шопениана» и «Сказка о рыбаке и рыбке». Как отмечено выше, в качестве фундаментальной осно- вы творческой работы Сибирский театр принял положение театральной реформы, изменившее роль режиссера в созда- нии оперного спектакля, а также idée fixe И.М. Лапицкого, суть которой заключалась в том, что полноценное вопло- щение замысла композитора возможно лишь совместными согласованными усилиями режиссера и дирижера. Среди «главных» в Сибгосопере не было людей случайных, должно- сти главного режиссера и дирижера занимали талантливые, профессиональные специалисты, роль которых в истории российской музыкально-театральной культуры XX в. вышла далеко за рамки сибирского театра. Первую группу состави- ли дирижеры Ю.М. Юровецкий и А.В. Павлов-Арбенин, ре- жиссер Я.А. Гречнев, хормейстер и дирижер Л.Н. Виссонов. Они первыми определяли идейно-художественные прин- ципы деятельности театра. Юрий Маркович Юровецкий (1892–1982) занимал пост главного дирижера еще в омской труппе (1920–1922), был главным дирижером и в первый новониколаевский сезон (1922/23), уступив пост главного А.В. Павлову-Арбенину (1923/24). «Среди работников, кото- рымСибгосопера обязана своимразвитием,Ю.М.Юровецко- му должно быть отведено видное место и почетное, – писала «Советская Сибирь». – Юровецкий работает в Сибгосопере с первого дня ее существования. <…> Все оперы, которые

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2