Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

47 мулирует узловой момент реформы оперного театра. Синте- тический художественный текст оперного спектакля создает- ся единством драмы, поэзии, вокальной и инструментальной музыки, актерской пластики, мизансцен, декоративного и светового решения. Вспоминается главная методологи- ческая установка И.М. Лапицкого: опера «цельное художе- ственное произведение, а не предлог для исполнения певцами и певицами арий, ансамблей и проч. среди кое-как собран- ных декораций, в более или менее подходящих костюмах». И его же слова о безусловном сотрудничестве режиссера и дирижера, которые выступают как «два единомышленни- ка», «два командующих», как лицо «единое и нераздельное» (Д.Р. Биккулова). Сотворчеством авторов спектаклей Сиб- госоперы, композитора и режиссера, достигается единство вокального и актерского начала в исполнительстве певцов, создаваемый певцом-актером образ, обусловленный парти- турой, раскрывается на протяжении всего действия. «Певцы здесь не только певцы, но и актеры. Они не только поют арии, но своим пением и игрой они выявляют и основную мысль композитора, и внутренние душевные переживания героя. Все движения актеров согласованы как с ритмом музыки, так и со словом текста» 34 . Новаторское решение отличает массо- вые сцены, где поведение каждого участника диктуется опре- деленным характером. «Все массовые сцены естественны и живы, рассчитан каждый шаг и взмах руки не только ак- тера, но статиста. Определенную смысловую нагрузку несет каждая мизансцена, каждый элемент декорации. Осмыслены все мизансцены, осмыслены также и декорации» 35 .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2