Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

46 сенная на оперную сцену жизненная достоверность собы- тий: «Невольно вспоминается Петербургская музыкальная драма, возникшая в 1913 году, которая залила условную оперную сцену зноем южного солнца (“Аида“), показала мер- цание лунного света в переливах далекого моря (“Сказки Гофмана”), осенней предутренней мглой окутала сцену дуэ- ли в “Евгении Онегине“, которая оживила мертвую оперную толпу и изжила ложные приемы игры оперных артистов» 31 . В одном из февральских номеров 1924 г. «Советская Си- бирь» опубликовала чрезвычайно важную статью. В сжатой форме в ней сформулированы художественные принципы Сибирского театра. «Кто побывал хотя бы на одном спек- такле Сибгосоперы, тот видел, что каждая опера ставится не как обычно» 32 . Замечание «не как обычно» указывает на то, что Сибирский театр включился в реформаторский этап развития российской театральной культуры. А далее следу- ет изложение основных положений реформы в деятельности Сибгосоперы. Первым в этом ряду стоит возросшая роль оперного режиссера и принципиально изменившиеся поня- тия «режиссер», «режиссура». Если когда-то спектакли мог ставить или автор драмы, или кто-то из артистов, или антре- пренер, или вообще «человек со стороны», то теперь созда- тель спектакля – режиссер. В данном случае эта тенденция обозначена конкретным именем. Статья посвящена юбилею режиссера Я.А. Гречнева, соответственно в качестве приме- ра называется его работа: «И все это достигается на нашей сцене только благодаря Гречневу. И каждая из тех немногих опер, которой богат репертуар Сибгостеатра, в своей худо- жественно-постановочной части – создание рук Гречнева» 33 . «В Сибгостеатре стремятся к достижению единства, цельности», – констатирует автор рецензии. Этот тезис фор-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2