Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

44 еще не существовало, увлекла И.М. Лапицкого настолько, что он приступил к ее практическому осуществлению. Он создал и возглавил свой частный Театр музыкальной драмы такой, каким и должен стать по его представлениям совре- менный оперный театр. Это был практически первый в Рос- сии авторский режиссерский оперный театр. Театр И.М. Лапицкого вызвал огромный, неоднознач- ный в оценках, общественный интерес. Автор посвященно- го ему исследования Д.Р. Биккулова пишет по этому поводу: «К своему четвертому сезону (1915–1916) Театр музыкаль- ной драмы пришел на пике популярности у публики. Его поддерживали, пусть и с существенными оговорками, веду- щие музыкальные критики. <…> Многие хвалят театр до не- бес, многие ругают его с пеной у рта. Во всяком случае все сходятся в одном – “Театр музыкальной драмы”, о котором идет речь, не заурядный театр» 27 . Театр И.М. Лапицкого работал недолго, в 1912–1919 гг. в Санкт-Петербурге, в 1920–1921 гг. в Москве. Однако его история получила неожиданное продолжение. «Рассыпав- шись в годы войны для столиц… он самым серьезным об- разом воскресает в нашей сибирской столице, к гордости сибирских культурников», – писал первый директор Сибир- ского оперного театра Н. Милеант 28 . Соратники И.М. Лапиц- кого, режиссеры Я.А. Гречнев и И.П. Варфоломеев, дирижер А.В. Павлов-Арбенин, воспользовались предоставившей- ся возможностью продолжить его дело в далекой Сибири, где создавался новый театр. Молодой театр очень молодого города Новониколаевска был «чистым листом», заполнять который можно было без необходимости преодолевать сло- жившиеся годами штампы и стереотипы. На здании Рабо- чего Дворца и на афишах появилось название: Сибирский

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2