Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

43 часть, репертуар, исполнение: во всем захватывающий ин- терес новизны, еще нами не виданной, не осознанной. <…> На оперной сцене ничего подобного никогда не бывало» 25 . Под влиянием достижений и открытий МХАТа родилась идея создать Художественный оперный театр по типу Худо- жественного драматического театра. Подобная идея увлекла Иосифа Михайловича Лапицкого (1876–1944). По образова- нию он судебный следователь, с юношеских лет увлеченный музыкой и театром. В конечном счете, главным делом жизни стала для него профессия оперного режиссера. Решительно- му изменению творческого пути способствовало общение с К.С. Станиславским и его совет серьезно заняться режис- сурой. Современный театр И.М. Лапицкий изучал, будучи артистом МХАТа, затем Московского частного оперного те- атра С.И. Зимина. В 1906 г. он поступил на работу в Боль- шой театр как режиссер, поставил оперы «Каменный гость» А.С. Даргомыжского, «Нерон» А.Г. Рубинштейна и «Сказание о Великом граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова. Глубо- ко изучив состояние дел в Большом театре, И.М. Лапицкий пришел к убеждению, что пытаться реформировать Импе- раторский театр в его современном состоянии нет смысла, в театре «не было живых людей, а было только всесильное начальство и послушные чиновники... не было реализма, то есть правды жизни, а только – уродливые условности, пере- сыпанные натуралистическими деталями, и не было, на- конец, главного в опере – слияния музыки с действием, т.е. координации слуховых и зрительных впечатлении. <…> Никакие новые мысли в старом театре неосуществимы, и нужно строить новый, с новыми людьми, по новым вехам и в новой атмосфере взаимоотношений между всеми работ- никами коллектива» 26 . Мысль о театре нового типа, какого

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2