Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

42 щения композиторского замысла. Для каждого спектакля должна быть разработана режиссерская партитура, кото- рая охватывает всю целостную художественно-сценическую композицию, определяет задачи художника, декораторов, костюмеров, осветителей и т.д., а также организует весь те- атральный процесс, начиная с репетиций и заканчивая пре- мьерой. Такой подход к сценическому решению спектакля обу- словлен сущностью самого жанра оперы. Сценический ряд – органичный элемент оперного синтеза, равнозначный музы- кальному и литературно-драматическому. Опера как произ- ведение искусства и существует в тот момент, когда идет на сцене. «Только в музыкально-сценическом исполнении опера становится общественным явлением, фактом художествен- ной жизни. До этого она существует лишь в возможности, но не действительности», – пишет музыковед В. Ванслов. Свое суждение он подтверждает словами Чайковского: «Опера, не поставленная на сцене, не имеет никакого смысла» 21 . Об этом же в 1911 г. писал театральный художник А.Н. Бенуа: «Опе- ра не только музыка, но и зрелище. Опера без зрелища есть концерт или оратория...» 22 . Против сложившейся практики, «согласно которой именитые гастролеры приглашались к ис- полнению партий в уже идущих на сцене постановках и за- частую нарушали тем самым художественное единство спек- такля», – выступал театральный критик Э. Старк 23 . Ориентиром в поисках нового подхода к сценическо- му решению оперных спектаклей стал Московский Худо- жественный театр, на рубеже XIX–XX веков утвердивший новую эстетику драматического спектакля. По словам опер- ного режиссера В.П. Шкафера 24 , «В его спектаклях все вол- новало – и артисты, и обстановка, и, главное, режиссерская

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2