Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022
40 оставался до 1932 г., до передачи его драматическому театру «Красный факел». Сибирский Театр музыкальной драмы Сибирский оперный театр создавался на почве высоких достижений русской оперной культуры конца XIX – начала XX века и сразу включился в сложные процессы реформы отечественного музыкального театра. Вопросы «кризиса оперы как театра» (М. Сабинина) и ее реформы как сцениче- ского искусства, начиная с 1890-х гг., оказались в числе наи- более актуальных и часто обсуждаемых в среде творческой интеллигенции. Газетные и журнальные статьи критикова- ли сценические приемы, превращающие оперу в концерт в костюмах. Впечатляет мнение видного теоретика театра П.М. Керженцева. В работе «Творческий театр: пути социа- листического театра» 19 он пишет: «Всякий, кому приходилось видеть постановки прославленных оперных театров Европы, неизбежно испытывал горестное разочарование. Рутина са- мого оперного стиля только подчеркивается рутинностью декораций и исполнения. Декорации угнетают своей без- дарностью, постановка — нелепой трафаретностью. Общий строй оперных театров свелся к гастролированию знамени- тостей, все остальные актеры, хор, вся постановка явились лишь необходимым, но не существенным добавлением, о характере которого никто не заботится». Керженцев затра- гивает и социальную проблему «театр и зритель»: «Оперные абонементы стали свидетельством принадлежности к приви- легированным слоям общества, оперные спектакли местом для сборища денежных аристократов. Не удивительно, что оперное творчество заковано в шаблонах, а оперный репер-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2