Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

34 чаще выступал на митингах, но главным образом он работал в Новониколаевской губернии, участвовал в мероприятиях «Недели крестьянина», «Красной повозки», посетил Каргат, Чулым, село Романовское и др., пользовался большим успе- хом у слушателей. Хористы выступали одновременно в каче- стве лекторов. В июле 1920 г. в музыкальной жизни Новосибирска произошло весьма знаменательное событие, состоялась премьера оратории А.А. Воронцова «Стенька Разин». Имя Александра Александровича Воронцова первое в списке но- восибирских композиторов, а его оратория – первое круп- ное хоровое произведение советской музыки. Выпускник Московской консерватории, пианист, композитор, дирижер, Воронцов использовал сложную современную композитор- скую технику, не заботясь о том, готова ли аудитория Ново- николаевска и Новониколаевской губернии в 1920, 1921 гг. к ее восприятию. Как оказалось, именно сложность музы- кального языка затруднила общественную оценку оратории. К такому выводу приводит рецензия: «Последние три дня мы слушали новое музыкальное произведение А.А. Воронцова – поэму “Стенька Разин”. <…> Текст поэмы скуп, беден и от- рывочен по своему построению и содержанию. Он не заслу- живает музыкальной формы. <…> Более музыкально удался “Сход шумит и гудит”. Во всей же вещи нет духа народности, нет той широты и мощи, коими следовало бы отметить ярко русскую песню. <…> Большая часть поэмы построена на трудных пассажах Фуги. В руках автора хор исполняет дан- ную поэму также слабо. Слаба дикция хора, мало мужских голосов. Поэма длинна» 8 . В январе 1920 г. Музо и секция оркестрантов профсо- юза Рабис «ввиду массовых требований на оркестр» создали

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2