Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

28 нием А.С. Костаньяна», с ней выступал во многих городах России, в Сибири – в Томске, Иркутске, Хабаровске. Не- однократно приезжал в Новониколаевск (1911, 1912, 1917). А.С. Костаньян имел большой опыт оперного и концертно- го исполнителя, в период расцвета карьеры пел в Италии, в городах России от Санкт-Петербурга до Владивостока. Вла- дение огромным репертуаром помогало успеху его деятель- ности как антрепренера. Имя И.П. Палиева (Палиашвили) (1868–1934) в исто- рии русской музыкальной культуры связано прежде всего с его деятельностью симфонического дирижера. Он – уче- ник знаменитого В.И. Сука, народный артист Грузинской ССР, главный дирижер Грузинского театра оперы и балета (Тбилиси). В трудные годы Первой мировой и Гражданской войны гастролировал с оперными труппами, сотрудничал с А.С. Костаньяном. Весьма популярная личность в 1910-е гг. М.Ф. Шигаева – пианистка, концертмейстер, увлеченная профессией антре- пренера. «Интеллигентная и начитанная женщина, свободно говорившая на трех иностранных языках, Мария Федоров- на Шигаева знала почти весь ходовой репертуар наизусть и была в состоянии им даже дирижировать…» (С. Левик. «Записки оперного певца»). Первые профессиональные оперные спектакли в Но- вониколаевске поставила труппа именно М.Ф. Шигаевой – «Евгений Онегин» и «Демон». С этого момента труппы при- езжают ежегодно, иногда по нескольку раз в год. Все более расширяется репертуар, афиши часто подчеркивали – «впер- вые». Действительно, в молодом городе каждая опера или оперетта ставилась впервые, а затем повторялась разными труппами. К 1919 г. список состоявшихся оперных премьер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2