Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

123 включен даже в сценическое действие. Необходимы тембры, выполняющие определенную драматургическую функцию – флейты в низком регистре, героические фанфары, большой барабан, темный тембр бас-кларнета, сумрачные и тяжелые краски тромбонов, фаготов, контрабасов. Спектакли показали, что хор и оркестр Сибгостеатра вполне соответствовал задаче. «Особенно удаются хоровые номера. Хор поистине живет на сцене, – читаем в одной ре- цензии» 132 . «Хор, по обыкновению, стоял на должной высо- те. Массовые сцены проходили оживленно» – в другой 133 . «Кто удивил нас, так это оркестр. <…> Позен ведет оркестр страстно, переживая и резко реагируя на каждую музыкаль- но-вокальную фразу. Из его подчинения не выходит ни один оркестрант, и в то же время Позен властно держит в руках всю сцену – солистов и хор» 134 . Узловой сценой спектакля стал финал второго акта, одна из грандиознейших и сложнейших массовых сцен в оперной литературе. «Наиболее сильное впечатление, – от- мечено в рецензии, – произвела сложная во всех отношениях четвертая картина – въезд Радамеса». Центральная площадь Фив, торжества по поводу победы египетских войск, ликую- щая толпа, окружившая трон фараона, суровое пение жре- цов. Нескончаемая череда войск, колесниц, знамен. Под зву- ки “Торжественного марша” на площадь въезжает Радамес. В единстве сливается мощь хора, ансамблей, симфоническо- го и духового оркестра» 135 . Общеизвестны особые требования вердиевского те- атра к солистам. Певцы должны обладать большими го- лосами, владеть безупречным дыханием и звуковедением, уметь достичь предельного эмоционального накала. Пси- хологическая сложность образов равна шекспировским,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2