Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

118 местная пресса 120 . Переосмысление образа народа началось в «Сцене коронации». Она решена так, чтобы представить на- род не как статичную, а находящуюся в движении многоли- кую массу, «чтобы дать зрителю возможность воспринимать в этой сцене “толпу”, что очень важно, ибо “толпа”, “народ”, составляет одну из главных основ всей оперы» 121 . Заверша- лась опера «Сценой под Кромами». Народ стал главным геро- ем. «Народ предстал как главная движущая сила истории, – пишет рецензент спектакля В. Вегман. – У Пушкина, как из- вестно, “народ безмолвствует”, у Мусоргского же народ дает о себе знать всей своей мощной властной силой. “Кромы”– это народная стихия, бушующая и волнующая со всей сво- ей страстью. В этой сцене нет отдельных действующих лиц, а есть великий народный разлив – бурный, страстный, мо- гучий. По широте музыкального размаха и музыкальной ко- лоритности, этот “разлив” не имеет равных себе в мировой оперной литературе. В изображении этого “разлива” именно и сказалась вся сила своеобразного и самобытного творче- ства М. Мусоргского» 122 . Помимо «Сцены под Кромами» авторы новой поста- новки режиссер И. Варфоломеев и дирижер К. Брауэр ввели «Сцену в комнате Марины» с целью конкретизации исто- рического времени: «в лице Рангони Мусоргский дает му- зыкальное выражение роли, которую иезуиты играли в то “смутное время” на Руси» 123 . В целом основу спектакля сезона 1925/26 г. составила вторая авторская редакция оперы: Пролог: «Сцена у Новодевичьего монастыря», «Сцена ко- ронации»; I действие: «Сцена в келье», «Сцена в корчме»; II действие: «Сцена в царском тереме»; III действие: «Убор- ная Марины Мнишек в Сандомирском замке», IV действие: «Сцена смерти Бориса», «Сцена под Кромами». Исключены

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2