Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022
117 При этом Стефанович во всем обладала чувством меры» 118 . Так что вокальные и сценические новшества в партию Кар- мен в сибирском спектакле артистка внесла, вероятнее всего, выполняя волю режиссера. М. Мусоргский. «Борис Годунов». Опера «Борис Го- дунов» на сцене Сибирского театра добавила свой штрих в сценографию народной музыкальной драмы М. Му- соргского. Как известно, вплоть до конца 1920-х гг. и те- атры, и общественное мнение занимал вопрос о редак- циях оперы и о ее идейно-художественной концепции. Сценография представляла весьма пеструю картину. В качестве образца утвердилась редакция Н. Римского-Кор- сакова 1908 г., но и в нее вносились изменения. Идейно-худо- жественное решение оперы постановщики искали в ответе на вопросы: в чем суть трагедии Бориса, причина его обре- ченности, кто он – преступник или не принятый народом го- сударственный деятель? Какова роль народа в «смутное вре- мя» русской истории? Эти вопросы были в центре внимания Сибирского театра. В сезоне 1922/23 г. режиссер Я. Гречнев и дирижер Ю. Юровецкий поставили оперу как трагедию царя Бориса. «Советская Сибирь» писала: «Сибгостеатр по примеру дру- гих театров ставил “Бориса Годунова” с пропуском двух зна- чительных и крайне важных сцен, вследствие чего ценность оперы значительно терялась» 119 . Имелись в виду «Сцена в комнате Марины» и принципиально важная в концепции оперы «Сцена под Кромами». В сезоне 1925/26 г. театр осуществил новую постановку. От предыдущей ее отличала принципиально иная трактовка образа народа: «Впервые вводится народ не как придаток, не для ансамбля, а как действенная творящая сила», – писала
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2