Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

115 Большой успех «Кармен» в сезоне 1924/25 г. пресса свя- зывала также с участием Н. Оржельского в роли Хосе. Рецен- зент писал: «Опера “Кармен” и в нынешнем сезоне будет за- нимать в нашем репертуаре одно из первых мест, тем более что в партииХозе выступает такой незаурядный исполнитель этой роли, как Оржельский. Обладая приятным, сочным го- лосом, Оржельский справляется со всеми вокальными труд- ностями сложной партии. Каждую арию поет он выразитель- но и все сцены проводит обдуманно. Оржельский не только хороший певец, он также хороший актер» 116 . В спектакле «Кармен» сезона 1926/27 г. Сибирский те- атр демонстрирует принципиально иной подход к партитуре Ж. Бизе. Постановку осуществили режиссер И. Варфоло- меев, дирижер Я. Позен, художник В. Мешков. Пресса об- рушилась с резкой критикой, скрывшийся за псевдонимом «Бинокль», рецензент буквально разгромил спектакль. «Советская Сибирь» писала: «Возобновляя эту оперу в ны- нешнем сезоне, режиссура не могла, конечно, не отнестись к “Кармен” с приличествовавшей этому произведению забот- ливостью. Но отчетный спектакль оставил очень странное впе- чатление. Партия главной исполнительницы, не сходящей со сцены все четыре акта, в трактовке нынешнего сезона оказалась представленной с дополнением к тому, что сочинил автор Бизе, еще некоторых выкриков и восклицаний, которыми артистка Стефанович имела, вероятно, целью, так сказать, усилить худо- жественное воздействие. Но впечатление получилось обратное. Образ Кармен дан в трактовке, грешившей обилием всяческой мелкой жестикуляции. Немалый шум произвело бросание та- буреток в Хосе и реалистическое ломание щепок для костра. К слову заметим, что вокальные ресурсы артистки Стефанович не вполне соответствуют партии Кармен, а манера артистки

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2