Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022
112 он дирижировал сенсационным спектаклем 1913 г. в Театре музыкальной драмы в Санкт-Петербурге, а затем всеми по- следующими вплоть до прекращения деятельности театра. Поставленный И. Лапицким, этот спектакль оценивался как революционный переворот в российском оперном театре. «Революция в театре» назвал критик Я. Львов посвященную ему статью 109 . Он пишет о том, что на оперной сцене реаль- ная жизнь показана с достоверностью, подобной тому, как это делал МХАТ; новый перевод либретто приближал текст к бытовой разговорной речи; Кармен «появилась перед зри- телем в простенькой блузке, юбке и переднике, как и положе- но». Но главное, в органичном единстве предстали музыка, драма, декорации, сценическое действие. При этом музыка оставалась главным организатором оперного синтеза. В рецензии на спектакль Сибгосоперы более всего под- черкнуты качества музыки, как главное его достоинство: «…кто был в Рабочем Дворце на открытии сезона, ког- да ставили оперу “Кармен”, которую на этот раз учили под руководством А. Павлова-Арбенина, тот должен был при- знать, что он слышит совершенно новые звуки, даже новые мелодии, яркие, чеканные, выразительные… Уже не говоря об увертюре или о вступлении к 4-му акту, но стоит вспом- нить хотя бы такую деталь, как квинтет второго акта – за- говор бандитов – темп, которым этот квинтет велся, чтобы сразу оценить художественное чутье и музыкальные да- рования нашего нового дирижера. Не можем не отметить и того обстоятельства, что Павлов-Арбенин сразу освоился с акустикой и размером зала и сцены, и с численным соста- вом хора, и в соответствии с этим ведет оркестр: валторны не гремят оглушительно, не бьют оглушительно и барабаны. Все берется в такой мере, чтобы каждый звук воспринимал-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2