Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

107 постановки определенный шаблон. От этого традиционного шаблона не один театр – а нам пришлось видеть эту оперу на многих сценах – не отступал. На сцене же Рабочего Дворца, благодаря режиссеру Я. Гречневу, порвано было с установив- шейся рутиной. Здесь выявлены были столь многочисленные и до сих пор скрытые штрихи и детали, что опера казалась нам новинкой, тем более что из оперы вытравлены были все старые, академической плесенью покрывшиеся трюки». Трудно сказать, какие именно известные автору спек- такли вызвали столь критичную оценку. Это могли быть работы западноевропейских театров, которые он имел воз- можность посещать во время длительной жизни за рубежом, а также российские: с 1880-х гг. «Севильский цирюльник» стал одной из наиболее исполняемых опер в городах России. Во всяком случае важно, что спектакль Сибгосоперы В. Вег- ман оценивает как «новинку» в контексте театральных тра- диций первой четверти XX в. В характеристике «до сих пор скрытых штрихов» он идет от важнейших свойств оперы Россини. «Севильский цирюльник» – реалистическая комедия нравов, решенная на основе жанра итальянской оперы-буфф. Эти два момента – реалистическая направленность и сохранение специфики жанра – просматриваются в концепции спектакля сибирско- го театра. «Если все оперы, до сей поры прошедшие на сце- не Рабочего Дворца, нам приходилось трактовать как музы- кальные драмы, – пишет рецензент, – то про “Севильского цирюльника” мы вправе сказать, что его постановкой дана была настоящая музыкальная комедия. Вся опера выдержа- на была в чисто комедийном тоне и стиле». Специфика ита- льянской оперы-буфф определила стремительную динамику сценического действия, решение мизансцен с обилием коми-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2