Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022
102 ные театры (на этот исток указывает М. Янковский); тради- ционные приемы венской оперетты; водевиль; музыкальная сатира; политическая сатира и сатирический театр; бытовые песенные и фольклорные жанры; западные танцы и т.д. На- мечены разновидности оперетты – пародийные, пародийно- сатирические, лирико-комедийные, лирико-романтические, героико-романтические, – позже оформившиеся в систему жанров советского комедийного музыкального театра. Театральная жизнь многих оперетт тех лет оказалась ко- роткой, разного рода просчеты ограничили их сценическую судьбу. Вместе с тем в определенных исторических условиях они выполнили важную роль, взрыхлив почву для появления качественных образцов советской оперетты. Таким произве- дением стала «Холопка» Н. Стрельникова. М. Янковский об- ращает внимание на то, что Н. Стрельников при работе над «Холопкой» сознательно стремился к созданию оперетты «большой формы». Симфонические принципы музыкальной драматургии, система лейтмотивов, развернутые ансамбли, многоголосные хоры, кульминационные зоны в виде раз- вернутых ансамблевых сцен, богатство музыкальных форм, «и главное – музыкальное проведение коллизий двух стихий, из борьбы которых соткана звучащая ткань целого» 100 . Все это идет от классических образцов европейской комической оперы. Сложности подобного рода оказались под силу «Си- бирской оперетте». Сам факт, что театр поставил «Холопку» на своей сцене, является свидетельством достаточно высоко- го уровня его профессионализма. Судьба театра «Советская оперетта» оказалась корот- кой, весной 1934 г. он прекратил свое существование. Он не нашел необходимой материальной основы для закрепления ни в Новосибирске, ни в других сибирских городах 101 . Исто-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2