Головнева Н.И. Сибирский государственный оперный театр. 2022

10 городов переводились на самообеспечение и закрывались. Дальновидность предпринятых Сибирским правительством мер по сохранению стационарного оперного театра в Си- бири в труднейших условиях 1920-х гг. имела историческое значение. В ряду периферийных российских оперных театров того времени Сибирский театр – явление особенное и удивитель- ное. Он создавался за тысячи километров от столичных цен- тров музыкальной культуры в Новониколаевске, который лишь приближался к своему тридцатилетию и только-только включился в современную музыкальную жизнь. Для любого города всегда большое значение имеет степень готовности к открытию оперного театра. Однако в Новониколаевске необходимые условия еще не сложились. Здесь не было соб- ственно театрального здания, городской драматический и музыкальный театр зарождался в любительских труппах. Академические формы музыкальной жизни присутствовали благодарягастролямоперныхпевцов,оперныхиопереточных трупп,редкихконцертовкамерныхмузыкантов.Выступления проходили в помещениях разного назначения. Собственные городские профессиональные творческие коллективы наме- тилисьтолькопосле1917 г. Ктомужевмоментоткрытияопер- ного театра Новониколаевск переживал острый послевоен- ный экономический, социальный, демографический кризис. И тем не менее именно этот город стал первым оперным го- родом Сибири. Переход к государственной системе стационар- ных театров в российской провинции осуществлял- ся замедленно и непросто 2 . На общем фоне оперная 2 Саратовский получил название Государственный театр оперы и балета в 1924 г., но постоянный оперно-балетный коллектив начал ра-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2