Годовые итоги Сибири 1922-1923
порядительной и организационной деятельности Сибревкома, как высшего хо зяйственно административного органа области. Необходимость быстро реагировать на многообразные запросы и явления жизни обширной области, согласовывать деятельность областных и местных учреждений, приспособлять к местным потребностям и условиям законодатель ные мероприятия и распоряжения Центральной власти, возбуждать перед ней вопросы, решение коих выходит за пределы компетенции областной власти,— все это порождает обилие и разнообразие предметов, по которым Сибревком должен принимать компетентное решение. Чтобы ускорить прохождение дел в заседаниях Президиума или Пленума Сибревкома, требуется предварительная проработка каждого вопроса, заклю чающаяся в подготовке и собирании материала, согласовании мнений заинтере сованных сторон и запроэктировании решения. Наличность в составе Сибплана сотрудников разных специальностей с административно-хозяйственным опытом и с теоретической подготовкой обеспечивает осторожность и продуманность про- эктов, устраняет ведомственную односторонность, а прохождение каждого во проса через Коллегию сообщает каждому проэкту точку зрения, согласованную с общим направлением работы Сибревкома. Подготовленный таким образом вопрос восходит на решение Сибревкома в законченном виде, по содержанию и по форме, и тем самым облегчается возможность его быстрого рассмотрения и решения. Практика такого порядка прохождения дел показала, что он дает большую экономию времени в работе Сибревкома. В своей консультационной и экспертной работе, Сибплан стремился не по кидать почвы планового подхода к каждому вопросу, рассматривая его не изо лированно, а в связи с состоянием всей хозяйственной обстановки, складывав шейся в области. В вопросах-же, выходящих, по своему значению, за пределы об ласти, он сообразовывался и с кон'юнктурой СССР. Однако, отсутствие единого плана сибирского хозяйства зачастую затруд няет такой подход к решению отдельных конкретных вопросоз и создает в от дельных случаях опасность невольных ошибок. В такие моменты особенно остро ощушается разрыв между плановой работой и текущей консультационной. Пока Сибплан не овладеет плановой работой во всех отраслях сибирского хозяйства, его консультационная работа не достигнет должной высоты и не будет свободна от погрешностей. В массе вопросов, проходивших через Сибплан, по поручению Сибревкома. в порядке консультации и экспертизы, не все были одинакового удельного веса и значения. Большинство из них имели узко местный характер, временное зна чение и требовали для своего прохождения короткого времени или отпадали, в силу изменения обстоятельств, вызывающих их. Для характеристики консуль тационной работы и экспертной работы отметим, как примерные, наиболее крупные вопросы, служившие предметом длительного исследования: 1) Выяснившиеся результаты Карской экспедиции 1922 года поставили под сомнение целесообразность подобных экспедиций в ближайшем будущем. В частности, критическое отношение СибРКИ к подобного рода опытам требовало постановки вопроса на более широкую почву исторического изучения его, с уче том всего прошлого плавания по Карскому морю и перспектив, открывающихся перед Севеэным морским путем, в связи с развитием народного хозяйства Си бири. В Сибплане разработка вопроса получила указанное направление. Иссле дование, произведенное совместно с Комитетом Северного Пути, позволило Сиб- плану высказаться в пользу Северного Морского Пути, и в положительном смысле относительно экспедиции 1923 года, несмотря на не совсем удачный исход экспедиции 1922 года и на некоторые жертвы, которые требовалось принести со стороны государства для организации экспедиций ближайших лет. Заключе ние Сибплана было принято Пленумом Сибревкома. В дальнейшем, в силу по литических осложнений, экспедиция не состоялась, но подготовляется в 24 г.,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2