Годовые итоги Сибири 1922-1923

бездорожье, которые являются нашим извечным тормазом в развитии культуры. Какой же выход? В поисках этого выхода и создалось Общество Друзей Воз­ душного Флота (ОДВФ) на следующем принципе: там, где правительство не в состоянии полностью обслужить потребность государства, на помощь должно придти Общество. ОДВФ и есть организованная помощь рабоче-крестьянского общества своему правительству в деле создания сильного воздушного флота. История возникновения и развития ОДВФ СССР и Сибирского ОДВФ в кратких словах такова: в первых числах марта 1923 г. у группы ответственных работников г. Москвы возникла идея создания общественной организации для содействия Советскому Воздушному Флоту. 8 марта эта организация оформилась в виде „Общества Друзей Воздушного Флота" (ОДВФ), устав которого был ут­ вержден Наркомвнуделом 31 марта 1923 г. В п. 1 этого устава указаны следующие цели Общества: „ОДВФ СССР имеет основной своей целью содействие созданию в ССР могущественного Красного Военного и Гражданского Флота, отвечающего задачам первой Проле­ тарской Республики". Для осуществления поставленных задач § 3 устава пре­ доставляет ОДВФ следующие права: а) иметь и эксплоатировать свои авиацион­ ные аппараты и аэропланы, б) организовать курсы и школы, лекции, демон­ страции, выставки и с'езды, посвященные вопросу развития авиации и воздухо­ плавания, в) организовать научные и вспомогательные учреждения, содействую­ щие Воздушному Флоту, г) организовать спортивные кружки планеристов и содействовать развитию планерного спорта, д) вести широкую пропаганду идей Воздушного Флота путем издания литературы, журалоз, листовок, плакатов и т. п., е) содействовать использованию авиационно-воздухоплавательных средств, в ц=лях наиболее полного и всестороннего их применения во всех от­ раслях народного хозяйства, и) устраивать экскурсии, под'емы и полеты, как для членов ОДВФ, так и для др. лиц, к) повсеместно устраивать отделы и фили­ алы ОДВФ в СССР, л) оказывать содействие и поощрение изобретателям в области авиации и воздухоплавания, м) принимать меры к развитию и поддер­ жанию кадра авиовоздух-работников и некоторые др. Обществом был брошен клич ко всем народам СССР: „Трудовой народ, строй Воздушный Флот". Этот клич, подхваченный Советской прессой, нашел дружные и многочисленные отклики в широких трудящихся массах: на местах сразу же начали возникать одно за другим ОДВФ, число членов росло в них стихийно, и через полгода эта организация насчитывала в своих рядах более полумиллиона членов. Клич о строительстве воздушного флота был подхвачен и Сибирью, которая ответила организацией Сибирского Общества Друзей Воз­ душного Флота (Сиблет). История возникновения Сиблета такова: в начале апреля 1923 г. группой ответственных работников Сибревкома был внесен на утверждение в Сибревком проект „Временных основных положений устава Сибирского Общества Друзей Воздушного Флота" (Сиблета), который и был ут­ вержден 4 апреля. Подписавшие „положение" члены-учредители в количестве 52 челов. сразу же развили большую агитационную работу по вовлечению чле­ нов в Сиблет. 6 апреля состоялось общее собрание членов-учредителей Сиб­ лета, на котором было избрано временное правление. В состав правления вош­ ли ответственные руководители Советских учреждений, партийных и профес­ сиональных организаций. 12 апреля Сиблетом были разослоны телеграммы председателям Губис- полкомов, а 14 апреля циркулярное предложение Губисполкомам и автономным областям об организации Губернских Отделов Сиблета—Гублетов и Обллэтов, а газета „Советская Сибирь" начала энергичную кампанию на своих страницах, печатая ежедневно агитационный и информационный материал. Места живо откликнулись на инициативу Сиблета и „Советской Сибири". При всех Исполкомах образовались ОДВФ, а местные газеты открыли у себя аналогичную кампанию. К концу апреля во всех губерниях Сибири создались Губернские ОДВФ, а в некоторых губерниях и уездные ОДВФ. Из начавших по­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2