Годовые итоги Сибири 1922-1923

С и б л е т (Сибирское Общество Друзей Воздушного Флота). Если XIX век был веком пара и электричества, то XX столетие можно на­ звать веком авиации. В самом деле, авиация, едва уловив основные принципы механики летания в начале текущего столетия, принося громадные человече­ ские и материальные жертвы в начале своей практики, на мировую войну 14—18 г.г. вышла уже достаточно усовершенствованной, а будучи сильно стиму­ лированной к своему развитию войной, к нашему времени авиация в своем техническом состоянии достигла прямотаки чудес. Если еще десять лет назад летчики были обреченным народом, теперь ста­ тистика полетов последних лет говорит, что сообщение по воздуху дает мень­ ше аварий, чем железное дороги. Прибавим к этой безопасности полетов, ко­ торая зиждется на полном овладении мотором аэроплана, колоссальную быстро­ ту полета (до 386 километров в час, апрель 1923 г.), продолжительность пре­ бывания в воздухе (36 часов, в Америке в апреле 1923 г.), грузопод'емность (американский гидросамолет № С 4, весит 8.0 пуд. и поднимает до 40 человек), и мы получим совершенно отчетливое понятие о том исключительном значении, какое авиация приобретает теперь на войне и какое значение может иметь, как фактор прогресса. Но человеческое общество, в особенности капиталисти­ ческое, построенное на началах национальной обособленности и классовых антогонизмах, всякие изобретения стремится использовать прежде всего на войне. Действительно, параллельно техническому усовершенствованию авиации во всех государствах Европы и Америки, быстро развивается строительство военных воздушных флотов. Ассигнуются сотни миллионов золотых рублей на постройку сомолетов, организацию авиошкол, которые выпускают многочислен­ ные кадры подготовленных работников авиации, оборудуют землю, проклады­ вают воздушные линии, строят ангары и т. п. И нужно сказать, что строитель­ ство воздушных флотов идет стремительным, ускоряющимся темпом, одно го­ сударство хочет перегнать другое, чтобы в новой грядущей мировой войне не оказаться слабым и отсталым. Каково же должно быть наше отношение к этому факту? Нужен ли Со­ юзу ССР мощный воздушный флот? Да, необходим и нам сильный воздуш­ ный флот. Необходимо помнить и не забывать, что мы находимся в капитали­ стическом окружении, что мы—бельмо на глазу у капиталистических прави­ тельств, а наши естествен, богатства—лакомый кусок для империалистических государств. Мы не собираемся кого-нибудь завоевывать, подчинять, но собствен­ ную свободу, свою самостоятельность должны защищать, а это обязывает иметь мощный воздушный флот. Мы не можем соперничать с богатыми капитали­ стическими странами в строительстве воздушного флота. У нашего правитель­ ства есть целый ряд других серьезнейших задач: поднятие сельского хозяйства, развитие промышленности, народное образование, дорожное строительство и пр. и пр. Наша казна не может ассигновывать сотни миллионов золот. руб. на воздушный флот, но он нам необходим. Необходим в особенности еще по­ тому, что нам надо победить отечественную пространственную протяженность и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2