Годовые итоги Сибири 1922-1923

1914 г. начал разведку в Кузнецком бассейне на коксующийся каменный уголь, приступил к оборудованию рудников (Атайские копи—севернее Кемеровского рудника) и проведению углевозной линии железной дороги (Томь Богословская ж. д.), затратив на это значительные средства. Почти рядом с Алтайскими копя­ ми велась одновременно и разведка Верхне-Исетского Заводского Округа. Тоже положение выдвигается и всеми разрабатываемыми с 1914 года про­ ектами, ставившими задачей разрешение вопроса о возрождении Уральской ме­ таллургической промышленности: Урало-Кузнецкий проект, Уралс-Сибирский проект (результат согласования—по предложению Правительства— проекта Ура­ ло-Кузнецкого с проектом Северного пути), проект Уральского Бюро Госплана и Уральского Бюро Комиссии металла—все они сходятся в одном: разрешение вопроса возрождения Урала может быть достигнуто только разрешением Ура­ ло-Сибирской проблемы, необходимая для возрождения метуллургии Урала минерализация ее топливного баланса во всех трех проектах имеет своим исход­ ным началом неисчерпаемые запасы коксующихся углей Кузнецкого бассейна. Следовательно, необходимость выхода Кузнецких углей на Урал давно приз­ нана и практическими работниками-руководителями Уральской металлургии и серьезными техническими проектами, трактующими вопросы возрождения Урала. Практическая возможность этого выхода доказана довоенной практикой. Таково положение с точки зрения „как должно быть". А на вопрос— „как это положение есть на самом деле", лучше всего отвечают—последняя представ ленная в Госплан пятилетка Урала, почти и не упоминающая о Кузнецких углях, и фактический вывоз за отчетный год из Кузнецкого Бассейна на Урал 1 милл. пуд. угля (и, примерно, 200.000 пудов кокса). Не будем поднимать здесь вопроса, кто виноват—недостаток ли инициа- товы у кузнецкой углепромышленности (а инициатива углепромышленностью проявляется, как это мы упоминали выше в главе о коксовании угля), пассив­ ность Ли Урала. Констатируем лишь, что Коммерческим отделомлУправления Кузбасстреста должны быть исчерпаны все средства, приняты все мероприятия для прочной связи с Уралом и сбыта там угля (и кокса). В самом начале текущего года установились торговые взаимоотношения Кузнецкого бассейна с Москвой —продажей нескольких десятков вагонов кузнец­ кого угля для отопительных нужд Москвы и запродажей 200 вагонов кузнечных газовых и коксующихся углей для нужд Московской промышленности; Так как здесь Кузнецкий бассейн выступает своими специальными углями, совершенно не имеющимися в угопьных месторождениях Центрального района (Москвоуголь), и так как превосходные качества кузнецких углей дают им полное право на такое выступление, то считаем необходимым добиваться, при поддержке сибир­ ских руководящих органов, усиления торговой связи с московской премышлен- ностью и согласования этой связи с плановыми органами Центра. Есть еще один, по нашему мнению, весьма важный и с государственной точки зрения выход для сбыта кузнецких углей—это завоевание Петроградско­ го рынка и вытеснение оттуда английского кардифа. Имея возможность поста­ вить угли ничуть не худшие кардифа по качеству, Кузнецкий бассейн при уста­ новлении тарифов на уголь до копейки с пудо-версты, может уложить­ ся, в цену кардифа (46 коп. золотом), но не потребует уплаты золотом, на кото­ рое можно закупить за границей техническое оборудование, для восстановления нашей промышленности необходимое и немогущее быть выработанным соб­ ственными силами. И в этом отношении необходима поддержка сибирских ру­ ководящих центров и проявление инициативы Управлением Кузбасстреста. Продажа кокса. Г о р а здо меньшее значение, уже и по самому своему об'ему, имеет пОка продажа продуктов переработки угля—кокса. При выжиге за отчетный год 715.190 пуд. кокса, баланс по его продаже будет:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2