Годовые итоги Сибири 1922-1923
1914 г. начал разведку в Кузнецком бассейне на коксующийся каменный уголь, приступил к оборудованию рудников (Атайские копи—севернее Кемеровского рудника) и проведению углевозной линии железной дороги (Томь Богословская ж. д.), затратив на это значительные средства. Почти рядом с Алтайскими копя ми велась одновременно и разведка Верхне-Исетского Заводского Округа. Тоже положение выдвигается и всеми разрабатываемыми с 1914 года про ектами, ставившими задачей разрешение вопроса о возрождении Уральской ме таллургической промышленности: Урало-Кузнецкий проект, Уралс-Сибирский проект (результат согласования—по предложению Правительства— проекта Ура ло-Кузнецкого с проектом Северного пути), проект Уральского Бюро Госплана и Уральского Бюро Комиссии металла—все они сходятся в одном: разрешение вопроса возрождения Урала может быть достигнуто только разрешением Ура ло-Сибирской проблемы, необходимая для возрождения метуллургии Урала минерализация ее топливного баланса во всех трех проектах имеет своим исход ным началом неисчерпаемые запасы коксующихся углей Кузнецкого бассейна. Следовательно, необходимость выхода Кузнецких углей на Урал давно приз нана и практическими работниками-руководителями Уральской металлургии и серьезными техническими проектами, трактующими вопросы возрождения Урала. Практическая возможность этого выхода доказана довоенной практикой. Таково положение с точки зрения „как должно быть". А на вопрос— „как это положение есть на самом деле", лучше всего отвечают—последняя представ ленная в Госплан пятилетка Урала, почти и не упоминающая о Кузнецких углях, и фактический вывоз за отчетный год из Кузнецкого Бассейна на Урал 1 милл. пуд. угля (и, примерно, 200.000 пудов кокса). Не будем поднимать здесь вопроса, кто виноват—недостаток ли инициа- товы у кузнецкой углепромышленности (а инициатива углепромышленностью проявляется, как это мы упоминали выше в главе о коксовании угля), пассив ность Ли Урала. Констатируем лишь, что Коммерческим отделомлУправления Кузбасстреста должны быть исчерпаны все средства, приняты все мероприятия для прочной связи с Уралом и сбыта там угля (и кокса). В самом начале текущего года установились торговые взаимоотношения Кузнецкого бассейна с Москвой —продажей нескольких десятков вагонов кузнец кого угля для отопительных нужд Москвы и запродажей 200 вагонов кузнечных газовых и коксующихся углей для нужд Московской промышленности; Так как здесь Кузнецкий бассейн выступает своими специальными углями, совершенно не имеющимися в угопьных месторождениях Центрального района (Москвоуголь), и так как превосходные качества кузнецких углей дают им полное право на такое выступление, то считаем необходимым добиваться, при поддержке сибир ских руководящих органов, усиления торговой связи с московской премышлен- ностью и согласования этой связи с плановыми органами Центра. Есть еще один, по нашему мнению, весьма важный и с государственной точки зрения выход для сбыта кузнецких углей—это завоевание Петроградско го рынка и вытеснение оттуда английского кардифа. Имея возможность поста вить угли ничуть не худшие кардифа по качеству, Кузнецкий бассейн при уста новлении тарифов на уголь до копейки с пудо-версты, может уложить ся, в цену кардифа (46 коп. золотом), но не потребует уплаты золотом, на кото рое можно закупить за границей техническое оборудование, для восстановления нашей промышленности необходимое и немогущее быть выработанным соб ственными силами. И в этом отношении необходима поддержка сибирских ру ководящих центров и проявление инициативы Управлением Кузбасстреста. Продажа кокса. Г о р а здо меньшее значение, уже и по самому своему об'ему, имеет пОка продажа продуктов переработки угля—кокса. При выжиге за отчетный год 715.190 пуд. кокса, баланс по его продаже будет:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2