Годовые итоги Сибири 1922-1923
I Il " ....... ' ■ Работа Сибирских железных дорог в1922—23 г. 457 Хозорганы, по отчетным данным прежнего времени, оценивали емкость рынков степной Западной Сибири в 4,5 миллиона кубофут, перевезли же по жел. доро ге всего 700.000 куб. фут. и в настоящее время понизили оценку емкости, ука занных рынков, до 2 миллионов куб. фут. Наряду с падением по кварталам грузооборота жел. дорог, не обнаружи вается столь же резкого понижения доходности дорог но это несоответствие может иметь только временное значение, так как его об'яснение лежит в раз возке хоз. и торгорганам в поисках сбыта их дорогих товаров. Общий ход эко номической жизни Сибири, при неизбежности поддержания желдорогами огром ного основного капитала, вложенного в 5.620 верст эксплотационного рельсово го пути, не считая второго и станционных путей, приводит к неизбежной дефи цитности сибирских железных дорог. По размерам пред'явленного за год к перевозке груза, провозная способ ность сибирских жел. дор. была заполнена в среднем в год, исходя из наличия исправных паровозов, на 52 проц., по наличию же исправных вагонов на 71 пр. При таких условиях, дефицитность, исчисляемая от сметных расходов, в сумме 33.854.025 тов. руб., при фактическом годовом доходе в 18.218.232 р., опреде ляется в 15.635.793; имея же ввиду сокращение НКПСом сметной заявки расхо дов до суммы 27.833.000 руб., на каковую и были открыты кредиты, фактиче ский дефицит выразился в 9.615.000 руб., иначе говоря, доходность дорог Сибири покрывала отпущенные кредиты всего на 65 проц.,—дотация же государства, только для подаержания указанных размеров движения без каких либо затрат на техническое улучшение и восстановление основного капитала, определяется в 35 проц. от открытых кредитов. Роль транспорта Сибири, в процентном отношении ко всему транспорту Республики, выражается по длине эксплоатационной линии в 8,81 проц., по про бегу пассажирских поездов—6,06 процента, по пробегу товарных и воинских поездов—8,52 процента, по пробегу хозяйственных поездов—8,62 процента, по пробегу пудоверст в коммерческих поездах—8,7 процента, по нали чию рабочих и служащих6,96 прои. и по выручке—4,7 проц. Одной из крупнейших мер к понижению дефицитности может служить по нижение работы iopor на самих себя. За истекший год по дорогам Сибири, в поездах коммерческого значения, переработано 53.049.960 тысяч пудоверст по коммерческим грузам, 5.369.486 ты сяч по воинским грузам и 47.760.062 тысячи пудоверст служебного груза. На желдорогах массовыми служебными грузами являются уголь, дрова и лесомате риалы. Выработанный Правлением дорог план углеснабжения *авал, при оцен ке служебного тарифа в 1/100 коп. с пудоверсты, 800.000 червонных рублей экономии, по сравнению с развозкой по фактически существовавшему отпуску из угленосных районов. Второй мерой того же порядка является постановка собственных Правления леса и дровозаготовок. Одно только распределение са мих заготовок, с учетом стоимости развозки к местам потребления, дает уже зна чительную экономию в работе дорог. В этом направлении достигнуты уже не- которые результаты, так, согласован долгосрочный договор с НКЗЕМ на 20-лет нюю эксплоатацию Каргатской Дубравы, дровами из которой с малыми пере возками возможно обслужить часть степного участка дороги. Однако, на пути к осуществлению этих мер встречаются два препятствия ограничение отпуска лесосек, с отводом таковых на Урале, и минерализация топливоснабжения желдорог. В первом случае, установление пониженного до 1/150 коп. с пудоверсты тарифа на вывоз угля и кокса из Кузбасса на Урал, если эти перевозки достигнут значительных размеров, открывает некоторую воз можность использования для перевозок обратного течения порожняка, что же касается второго положения, то подсчеты показывают, что даже первый опыт собственных зеготовок при всем его несовершенстве дает около 200.000 чер вонных рублей экономии, при снабжении служащих и рабочих дровами, а не углем.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2