Годовые итоги Сибири 1922-1923

I Il " ....... ' ■ Работа Сибирских железных дорог в1922—23 г. 457 Хозорганы, по отчетным данным прежнего времени, оценивали емкость рынков степной Западной Сибири в 4,5 миллиона кубофут, перевезли же по жел. доро­ ге всего 700.000 куб. фут. и в настоящее время понизили оценку емкости, ука­ занных рынков, до 2 миллионов куб. фут. Наряду с падением по кварталам грузооборота жел. дорог, не обнаружи­ вается столь же резкого понижения доходности дорог но это несоответствие может иметь только временное значение, так как его об'яснение лежит в раз­ возке хоз. и торгорганам в поисках сбыта их дорогих товаров. Общий ход эко­ номической жизни Сибири, при неизбежности поддержания желдорогами огром­ ного основного капитала, вложенного в 5.620 верст эксплотационного рельсово­ го пути, не считая второго и станционных путей, приводит к неизбежной дефи­ цитности сибирских железных дорог. По размерам пред'явленного за год к перевозке груза, провозная способ­ ность сибирских жел. дор. была заполнена в среднем в год, исходя из наличия исправных паровозов, на 52 проц., по наличию же исправных вагонов на 71 пр. При таких условиях, дефицитность, исчисляемая от сметных расходов, в сумме 33.854.025 тов. руб., при фактическом годовом доходе в 18.218.232 р., опреде­ ляется в 15.635.793; имея же ввиду сокращение НКПСом сметной заявки расхо­ дов до суммы 27.833.000 руб., на каковую и были открыты кредиты, фактиче­ ский дефицит выразился в 9.615.000 руб., иначе говоря, доходность дорог Сибири покрывала отпущенные кредиты всего на 65 проц.,—дотация же государства, только для подаержания указанных размеров движения без каких либо затрат на техническое улучшение и восстановление основного капитала, определяется в 35 проц. от открытых кредитов. Роль транспорта Сибири, в процентном отношении ко всему транспорту Республики, выражается по длине эксплоатационной линии в 8,81 проц., по про­ бегу пассажирских поездов—6,06 процента, по пробегу товарных и воинских поездов—8,52 процента, по пробегу хозяйственных поездов—8,62 процента, по пробегу пудоверст в коммерческих поездах—8,7 процента, по нали­ чию рабочих и служащих6,96 прои. и по выручке—4,7 проц. Одной из крупнейших мер к понижению дефицитности может служить по­ нижение работы iopor на самих себя. За истекший год по дорогам Сибири, в поездах коммерческого значения, переработано 53.049.960 тысяч пудоверст по коммерческим грузам, 5.369.486 ты­ сяч по воинским грузам и 47.760.062 тысячи пудоверст служебного груза. На желдорогах массовыми служебными грузами являются уголь, дрова и лесомате­ риалы. Выработанный Правлением дорог план углеснабжения *авал, при оцен­ ке служебного тарифа в 1/100 коп. с пудоверсты, 800.000 червонных рублей экономии, по сравнению с развозкой по фактически существовавшему отпуску из угленосных районов. Второй мерой того же порядка является постановка собственных Правления леса и дровозаготовок. Одно только распределение са­ мих заготовок, с учетом стоимости развозки к местам потребления, дает уже зна­ чительную экономию в работе дорог. В этом направлении достигнуты уже не- которые результаты, так, согласован долгосрочный договор с НКЗЕМ на 20-лет­ нюю эксплоатацию Каргатской Дубравы, дровами из которой с малыми пере­ возками возможно обслужить часть степного участка дороги. Однако, на пути к осуществлению этих мер встречаются два препятствия ограничение отпуска лесосек, с отводом таковых на Урале, и минерализация топливоснабжения желдорог. В первом случае, установление пониженного до 1/150 коп. с пудоверсты тарифа на вывоз угля и кокса из Кузбасса на Урал, если эти перевозки достигнут значительных размеров, открывает некоторую воз­ можность использования для перевозок обратного течения порожняка, что же касается второго положения, то подсчеты показывают, что даже первый опыт собственных зеготовок при всем его несовершенстве дает около 200.000 чер­ вонных рублей экономии, при снабжении служащих и рабочих дровами, а не углем.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2