Годовые итоги Сибири 1922-1923
Задача всех обследований сводилась к установлению: 1) Количества топлива, потребляемого предприятием в его котельных уста новках. 2) Дефектов установок, увеличивающих потребление т о п л и в а . 3) Мер, которые следует принять к устранению этих дефектов. 4) Количество топлива, которое нормально должно быть расходуемо после проведения некоторых мероприятий, тут же рекомендуемых техническим персо налом Сибтопа. В результате получались довольно интересные выводы о той экономии, которая может быть достигнута устранением иногда весьма незначительных причин. Некоторые исследования заслуживают того, чтобы на них остановиться несколько подробнее, так, например, обследование Новониколаевского железно дорожного узла. 05‘ект обследования—котельная установка в мастерских депо, питающая паром молот кузницы, две быстроходных паровых машины и одну машину ремонтных мастерских. Состояние установки самое неудовлетворитель ное—изоляция на котлах плохая, инжектора работают тоже плохо, паропровод и сами котлы позсюду пропускают пар. Питательный водопровод настолько худ, что, как оказалось при исследовании, 45 проц. воды уходило бесполезно, в ка наву, питая соседнее озеро в Нахаловке. Результаты—тепло, заключающееся в каменном угле, которым установка отапливается, используется следующим обра зом: 50 проц. теряется бесполезно в топке, через голые стенки котла и паро провода, 10 проц. идет на подсобные работы и только 40 проц, используется в паровых машинах. Отсюда вызод—ремонт изоляции котлов и паропроводов мо жет дать минимум 50 проц, экономии в топливе. Второй об'ект обследования— водокачка ст. Новониколаевск. Здесь тоже 40 проц. тепла теряется в окружаю щем пространстве и только достаточно серьезный технический надзор за котла ми может дать экономии 2.000 пуд. камугля ежемесячно, т. е. по ценам угля франко склад в Новониколаевске экономия эта составит 6—7 тысяч золот. руб. в год. При нашей бедности сумма не маленькая. Весьма поучительный случай был обнаружен при обследовании работы паровой машины, парохода Губкомхоза „Орлик", работающего на городском перевозе через р. Обь. Здес:ь оказалось возможным достигнуть 50 проц. эконо мии в топливе путем некоторого расширения познаний машиниста. У машины имеется кулисса, которой можно регулировать в надлежащий степени впуск пара в цилиндр, чего не делалось, т. к. машинист не знал назначения кулиссьт. В результате: Работали с напонением цилиндра . . в 79проц. Могли бы работать „ . . . в 43проц. Расход пара в первом случае вминуту 10,61 килогр. „ „ вэ втором „ „ 5,41 килогр. при этом количество рейсов, совершаемых за рабочий день, от изменения на полнения не изменится. Здесь приведены только наиболее рельефные случаи исследований, которые производились не только в Центре, но и на местах наши ми Губернскими Уполномоченными. Например, обследованы электрические стан ции в Барнауле, Красноярске, несколько предприятий в Омской, Томской и Й р - кутской губ. Результаты везде одни и те же—путем проведения рекомендуемых мероприятий возможно значительное сокращение в расходе топлива и тем са мым сбережение государственных средств. В этом отношении исследования Сибтопа являются некоторым вкладом в сумму тех мероприятий, которые про водятся Государством в целях сближения лезвий, так больно бьющих по народ ному хозяйству, „ножниц*. Кроме того в, отчетном году Сибтопом произведены опытные исследования по установлению практических норм расхода топлива на хлебопечение (на 1 п. хлеба), в ваннах и коммунальных банях (на 100 человек, пропускаемых в сутки), в столовых и т. п. Эта последняя категория исследований, производилась по заданиям Центра,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2