Годовые итоги Сибири 1922-1923
Приведенные в таблице цифры не только указывают на первопричину не довыполнения копями программных заданий—недостаток рабочих, но также го ворит о значительно улучшенном использовании имеющейся рабочей силы, так как при наличии горнорабочих, выражавшемся в 67 процентов от программы, процент выполнения добычи достиг большей величины. Здесь несомненно бла гоприятно отразилась проводимая трестами концентрация работ, с закрытием части мелких рудников. Заканчивая краткий обзор годовых итогов добычи каменного угля, следует отметить, что хотя недовыполнение программы по добыче никакого влияния на выполнение топливного плана не имело, все же расширение минерализации топливного баланса Сибири вполне возможно, засчет сокращения потребления дров. Единственным, по нашему мнению, препятствием к этому служат высокие цены на }голь, обуславливаемые высокой его себестоимостью. В таких лесистых губерниях, как Иркутская, Красноярская, отчасти Томская, древесное топливо, на протяжении почти всего отчетного года, было дешевле угля, каковое соот ношение цен ни в коем с/.учае нельзя признать нормальным Посему дальней шее понижение себестоимости каменного угля является первоочередной задачей каменноугольной промышленности Сибири. В отношении древесного топлива Сибирь также обладает громадными рессурсами, хотя не одинаково распределенными по территории края. Посколь ку легко и удобно регулировать добычу угля, постольку же трудно не только планировать, но даже более или менее точно учесть заготовку дров по причи не большого количества и разнообразия источников поступления этого топлива. Государство, в лице лесо заготовителчных организаций, сосредоточило в своих руках сравнительно небольшую часть дрово-заготовок, покрывающую только потребность основной государственной группы потребителей транспорта, отча сти промышленности и военного ведомства. В Сибири работают по дрово-заготовкам две организации—Лесные тресты об'единяемые Сиблессиндикатом, подчиненные ВСНХ, и Лесные отделы Губерн ских Земельных Управлений, находящихся в системе НКЗ. Для первой органи зации, чисто промышленного характера, лесозаготовки и деревообработка яв ляются единственной целью существования, тогда как лесозаготовки органов НКЗ есть только подсобное предприятие, работа которого проводится парал лельно с работами по лесоуправлению и лесосохранению. Не обладая почти никакими оборотными средствами, организация э т а в отчетном году, по размеру своих заготовок, все же оказала большое влияние на топливо-снабжение Сибири. После государственных организаций, заготовляющих дрова для сбыта, стоит наиболее многочисленная группа самозаготовителей. В эту группу входят отчасти государственные организации—транспорт, военвед, отдельные предп риятия, а главным образом сельское население, заготовляющее дрова для себя и в некоторой доле, как подсобный заработок, для мелочной продажи на ры нок. Группа государственных самозаготовителей создалась при переходе с гос- снабжения на хозрасчет и, не имея достаточных излишков средств, в отчетном голу в более или менее широком размере своих заготовок развернуть не могла. Таким образом, в минувшем году в снабжении дровами государственной группы потребителей превалирующее участие принимали государственные дровозагото вительные организации, а в снабжении населения—крестьянские самозаготовки. Переходя к годовым итогам дровозаготовок, ниже приводим цифровые их результаты в куб. са-кенях. (См. табл. стр. 447). Принимая во внимание, что годовое поступление дров потребителям, кро ме населения, составило суммарно 211,86 тысяч куб. саж., доля участия госу дарственных дровозаготовителей в снабжении их выразится приблизительно в 80 проц., хотя процент этот нельзя признать точным. Дело в том, что дрозоза- готовительная отчетность, при разбросанности районов на громадные расстоя ния, при отсутствии скорой связи районов с губ. центрами, всегда запаздывает на довольно продолжительное время. В приведенную выше таблицу включе-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2