Годовые итоги Сибири 1922-1923

цифры не рисуют действительной картины их состояния. Многие из оброчных статей, числящихся по книгам свободными, в революционное время были заняты неприписным элементом или смежными селениями. Чтобы выявить их действи­ тельное состояние, во многих случаях, необходимо землеустроить осевшее на них население или произвести землеустройство ряда смежных селений, чтобы выявить заинтересованность этих селений в смежных государственных землях. Рекомендуемое циркуляром Наркомзема от 19 декабря 1922 года за № 9 производство земельно-хозяйственного устройства госземимуществ за счет их пользователей в Сибири мало осуществими, во-первых, потому что многие из госземимуществ ни в чьем пользовании не состоят, а, во вторых, за малой их доходностью пользователь их не в состоянии произвести, сравнительно, дорого стоюшей работы по их земельно-хозяйственному устройству.- Здесь уместно указать и на то ненормальное положение, в которое были поставлены земельные органы, получив задание об организации аппарата по заведыванию государственными земельными имуществами, не получив на это никаких средств. Практиковавшееся земельными органами обращение части доходов с гос- имуществ на содержание аппарата по заведыванию ими подверглось порицанию со стороны Центра и все доходы от них предписано было вносить в доход казны, чем земельные органы были поставлены в весьма затруднительное положение. В настоящее время декретом от 27 июля 23 года в настоящий вопрос внесена ясность: 25 проц. доходов от земельных имуществ государственного значения л 100 проц.—от земельных имуществ местного значения должны поступать в местные средства с тем условием, чтобы эти доходы в первую очередь шли на содержание аппаратов по заведыванию госземимуществами и на расходы по их земельно хозяйственному устройству. Это положение необходимо твердо зафиксировать и строго придерживаться его в дальнейшей работе. Распределение госземимуществ на имущества общегосударственного и местного значения составляет ближайшую задачу земельных органов Сибири. Таковое до сего времени произведено не было, т. к. инструкция Центра по сему вопросу получена только на-днях. Устройство неприписного населения в Сибири шло следующими путями: а) причислением их в старожильческие селения по месту прож/.вания, где земельное обеспечение этих селений позволяло это сделать; б) устройством их на казенных оброчных статьях по месту оседлости и в) зачислением на свободные переселенческие участки. За отчетный год таким путем устроено в Сибири до 200.000 неприписных. Устройство неприписного элемента в старожильческих селениях произво­ дилось в большинстве случаев совместно с землеустройстврм этих селений или одновременно с земельной регистрацией, при которой производился не только учет земель сельско-хозяйственных об'единений, но и учет их населения и если по расчету на душу населения приходилось земли не менее минимальной нормы, установленной для данного района, то все, фактически занимавшееся в этом селении сельским хозяйством, причислялись к этому селению. Что же касается колонизационных перспектив Сибири, то их можно опре делить так: Заготовленный земельный фонд в настоящее время имеется в следующем количестве: а) вполне готового к немедленному заселению . 563143 дес. б) требующего мелиорации................................... 1234273 „ в) только обследованного . . . . • ................... 555884 „ По отдельным губерниям этот фонд распределяется так: на 74666 ед „ 178443 , „ 77928 „

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2