Годовые итоги Сибири 1922-1923
цифры не рисуют действительной картины их состояния. Многие из оброчных статей, числящихся по книгам свободными, в революционное время были заняты неприписным элементом или смежными селениями. Чтобы выявить их действи тельное состояние, во многих случаях, необходимо землеустроить осевшее на них население или произвести землеустройство ряда смежных селений, чтобы выявить заинтересованность этих селений в смежных государственных землях. Рекомендуемое циркуляром Наркомзема от 19 декабря 1922 года за № 9 производство земельно-хозяйственного устройства госземимуществ за счет их пользователей в Сибири мало осуществими, во-первых, потому что многие из госземимуществ ни в чьем пользовании не состоят, а, во вторых, за малой их доходностью пользователь их не в состоянии произвести, сравнительно, дорого стоюшей работы по их земельно-хозяйственному устройству.- Здесь уместно указать и на то ненормальное положение, в которое были поставлены земельные органы, получив задание об организации аппарата по заведыванию государственными земельными имуществами, не получив на это никаких средств. Практиковавшееся земельными органами обращение части доходов с гос- имуществ на содержание аппарата по заведыванию ими подверглось порицанию со стороны Центра и все доходы от них предписано было вносить в доход казны, чем земельные органы были поставлены в весьма затруднительное положение. В настоящее время декретом от 27 июля 23 года в настоящий вопрос внесена ясность: 25 проц. доходов от земельных имуществ государственного значения л 100 проц.—от земельных имуществ местного значения должны поступать в местные средства с тем условием, чтобы эти доходы в первую очередь шли на содержание аппаратов по заведыванию госземимуществами и на расходы по их земельно хозяйственному устройству. Это положение необходимо твердо зафиксировать и строго придерживаться его в дальнейшей работе. Распределение госземимуществ на имущества общегосударственного и местного значения составляет ближайшую задачу земельных органов Сибири. Таковое до сего времени произведено не было, т. к. инструкция Центра по сему вопросу получена только на-днях. Устройство неприписного населения в Сибири шло следующими путями: а) причислением их в старожильческие селения по месту прож/.вания, где земельное обеспечение этих селений позволяло это сделать; б) устройством их на казенных оброчных статьях по месту оседлости и в) зачислением на свободные переселенческие участки. За отчетный год таким путем устроено в Сибири до 200.000 неприписных. Устройство неприписного элемента в старожильческих селениях произво дилось в большинстве случаев совместно с землеустройстврм этих селений или одновременно с земельной регистрацией, при которой производился не только учет земель сельско-хозяйственных об'единений, но и учет их населения и если по расчету на душу населения приходилось земли не менее минимальной нормы, установленной для данного района, то все, фактически занимавшееся в этом селении сельским хозяйством, причислялись к этому селению. Что же касается колонизационных перспектив Сибири, то их можно опре делить так: Заготовленный земельный фонд в настоящее время имеется в следующем количестве: а) вполне готового к немедленному заселению . 563143 дес. б) требующего мелиорации................................... 1234273 „ в) только обследованного . . . . • ................... 555884 „ По отдельным губерниям этот фонд распределяется так: на 74666 ед „ 178443 , „ 77928 „
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2