Годовые итоги Сибири 1922-1923
Пашня к обложению была определена для Сибири в 8494 тыс. дес., выявление же снизу дало меньше на 1078 тыс., т. е. 7416 тыс.; хлебный же налог к пред'явлению выразился в 38400 тыс. ржаных единиц против 34724 тыс., выявленных по спискам; фактически же взято хлебопродуктаз 35 милл. ржаных единиц. При этом следует отметить, что по вычислениям Ц. С. У. пашня, по Сибири .к обложению в 1921 г. была определена в 10788 дес. Сибстатуправление определяло пашню в 7064 тыс., а Сибпосевком в 8401 т. Очевидно, что ориентироваться в цифрах пашни было нелегко. Метод же пропорционально-коллективного распределения пашни, применявшийся в широ ких размерах, как средство борьбы с сокрытием об'ектов обложения, не мог, конечно, внести ясности в столь запутанный вопрос. Впоследствии все же легли в основу цифры пашни, фактически выявлен ной снизу—7416 тыс. дес., и в том приблизительном размере даны уже были контрольные цифры на 1922 год. И они бы вполне соответствовали действи тельности, если бы посевная площадь 1922 г. удержалась в пределах 1921 г. Но, к сожалению, посевная площадь сократилась. Как мы увидим далее, все попытки установить устойчивый об'ект обло жения не дали положительных результатов: отсутствие земельного кадастра в Сибири являлось непреодолимым к тому препятствием. V. Обязательность уплаты натурналога определенными продуктами и в опре деленном процентном соотношении требовала точного предварительного учета полевой продукции, дабы пред'являемые налогоплательщиками требования в должной мере соответствовали бы платежеспособности •сельского хозяйства. Но, к сожалению, точный учет продукции вообще, а по отдельным культурам в особенности, при несовершенстве нашего статистического аппарата, не до стижим. Помимо этого, установление продуктовых налоговых заданий, дикто вавшихся жесткими требованиями государственного продовольственного плана, заставляло подчинять интересы сельского хозяйства интересам общегосудар ственным. Еще не изжитый тяжелый экономический кризис требовал от сель ского хозяйства максимального напряжения для создания государственных на- турфондов, являвшихся главнейшей базой экономической жизни Республики. Но, по мере изживания кризиса и укрепления новой экономической политики, уменьшалось и значение натуральных фондов, тем более, как показал опыт, образование некоторых из них, как например, сырьевого, путем натурналога представляется хозяйственно нецелесообразным. Учитывая все указанные обстоятельства, Сибпродком уже в конце 1921 го да, т.-е. при окончаний взыскания 'основных натурналогов, выдвинул вопрос о переходе от натуральной формы налогов к смешанной натурально-денежной. В первую очередь Сибпродком, в своем докладе центру по вопросу о реформе налогового законодательства, указывал на необходимость выражения суммы налога в одной определенной единице, являющейся основной для сельского хо зяйства, т.-е. в пудах зерна—ржи или пшеницы, но взыскание налога должно производиться не только хлебом, но и другими продуктами. При этом, в пер вую очередь взыскиваются по натурналогу основные продукты хозяйства дан ного района: хлеб—в земледельческих и мясо—в скотоводческих районах. З а тем, в зависимости от местных хозяйственных условий, допускается замена ос новного продукта другими, а кроме, того и деньгами. Допущение замены основного продукта предполагалось постольку, посколь ку еще не миновала необходимость создания натурфондоз; допущение же за мены части натуры деньгами облегчило бы населению выполнение налоговых обязательств и, вместе с тем, дало бы толчок к переходу сельского хозяйства от натурального к товарному.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2