Годовые итоги Сибири 1922-1923

Пашня к обложению была определена для Сибири в 8494 тыс. дес., выявление же снизу дало меньше на 1078 тыс., т. е. 7416 тыс.; хлебный же налог к пред'явлению выразился в 38400 тыс. ржаных единиц против 34724 тыс., выявленных по спискам; фактически же взято хлебопродуктаз 35 милл. ржаных единиц. При этом следует отметить, что по вычислениям Ц. С. У. пашня, по Сибири .к обложению в 1921 г. была определена в 10788 дес. Сибстатуправление определяло пашню в 7064 тыс., а Сибпосевком в 8401 т. Очевидно, что ориентироваться в цифрах пашни было нелегко. Метод же пропорционально-коллективного распределения пашни, применявшийся в широ­ ких размерах, как средство борьбы с сокрытием об'ектов обложения, не мог, конечно, внести ясности в столь запутанный вопрос. Впоследствии все же легли в основу цифры пашни, фактически выявлен­ ной снизу—7416 тыс. дес., и в том приблизительном размере даны уже были контрольные цифры на 1922 год. И они бы вполне соответствовали действи­ тельности, если бы посевная площадь 1922 г. удержалась в пределах 1921 г. Но, к сожалению, посевная площадь сократилась. Как мы увидим далее, все попытки установить устойчивый об'ект обло­ жения не дали положительных результатов: отсутствие земельного кадастра в Сибири являлось непреодолимым к тому препятствием. V. Обязательность уплаты натурналога определенными продуктами и в опре­ деленном процентном соотношении требовала точного предварительного учета полевой продукции, дабы пред'являемые налогоплательщиками требования в должной мере соответствовали бы платежеспособности •сельского хозяйства. Но, к сожалению, точный учет продукции вообще, а по отдельным культурам в особенности, при несовершенстве нашего статистического аппарата, не до­ стижим. Помимо этого, установление продуктовых налоговых заданий, дикто­ вавшихся жесткими требованиями государственного продовольственного плана, заставляло подчинять интересы сельского хозяйства интересам общегосудар­ ственным. Еще не изжитый тяжелый экономический кризис требовал от сель­ ского хозяйства максимального напряжения для создания государственных на- турфондов, являвшихся главнейшей базой экономической жизни Республики. Но, по мере изживания кризиса и укрепления новой экономической политики, уменьшалось и значение натуральных фондов, тем более, как показал опыт, образование некоторых из них, как например, сырьевого, путем натурналога представляется хозяйственно нецелесообразным. Учитывая все указанные обстоятельства, Сибпродком уже в конце 1921 го­ да, т.-е. при окончаний взыскания 'основных натурналогов, выдвинул вопрос о переходе от натуральной формы налогов к смешанной натурально-денежной. В первую очередь Сибпродком, в своем докладе центру по вопросу о реформе налогового законодательства, указывал на необходимость выражения суммы налога в одной определенной единице, являющейся основной для сельского хо­ зяйства, т.-е. в пудах зерна—ржи или пшеницы, но взыскание налога должно производиться не только хлебом, но и другими продуктами. При этом, в пер­ вую очередь взыскиваются по натурналогу основные продукты хозяйства дан­ ного района: хлеб—в земледельческих и мясо—в скотоводческих районах. З а ­ тем, в зависимости от местных хозяйственных условий, допускается замена ос­ новного продукта другими, а кроме, того и деньгами. Допущение замены основного продукта предполагалось постольку, посколь­ ку еще не миновала необходимость создания натурфондоз; допущение же за­ мены части натуры деньгами облегчило бы населению выполнение налоговых обязательств и, вместе с тем, дало бы толчок к переходу сельского хозяйства от натурального к товарному.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2