Годовые итоги Сибири 1922-1923
существу работой академического свойства, на упорядочении местных финансов отразилась весьма мало. В отдельных же случаях влияние это было равно ну лю. Вот как характеризовал, например, впоследствии, состояние местного бюд жета за этот период тот самый Бурфинотдел, который представил свой бюд жет на 1922 год весьма тщательно составленным: „Беспорядок и^хаос в деле местного бюджета в то время был полный. Распоряжения Центра мало помо гали распутыванию. Мы получали их несвоевременно и далеко не все. Места сидели совершенно без средств, спасаясь целевыми обложениями. Говорить в такой обстановке о живых цифргх не приходилось. Крест над всем этим по ставлен давно... Наиболее правильным было бы считать, что никакого бюдже та по местным средствам в 1922 г., в сущности, не было". Как не близка к действительности приведенная характеристика—особенно для уездов, т. к. в некоторых губиентрах уже и тогда существовали зачатки финансовых планов— все же следует признать, что составление бюджета на 1922 год имело и свое практическое значение. Эта работа дала местным работни кам известные навыки и опыт, которые не могли пройти безследно и для сле дующего бюджетного года. Не случайность,—что наиболее успешно справились с задачей составления бюджета на 1922—23 год—правда, в условиях централизации всех работ—те именно губернии, которые провели эту работу в предыдущий бюджетный период. В этом „некотором опыте* и заключались однако все преимущества но вого бюджетного года. Все другие неблагоприятные условия продолжали дей ствовать с той же силой, что и раньше. Осталась в практике та же ломка пе речней, изменявших „на ходу" состав бюджета. Продолжала падать валюта. Как и в предыдущем году, в основу бюджета не было положено какого либо общего хозяйственного плана. Отсюда, большая несоразмерность отдельных частей местного бюджета, что достаточно ярко иллюстрируется следующей таб лицей, где указано в каком процентном отношении ко всей расходной смете, стоит расход по данной отрасли хозяйства—принимая общую сумму всей сметы за 100. Таблица Ж? 2. Предметы расхода. Томс кая губ. Ом ская губ. Н.-Ни- кол. губ. Бур. обл. Ой рат. обл. Ирк. губ. Ялт. губ. Енис. губ. § I. Расходы по содер. органов 14,59 19,98 26,58 28,40 15,80 24 ,9 ? 22,21 34,42 Управления ....................... § VIII. Расходы Коммун. Хозяйства 17,68 15,26 15.20 11,88 11,25 10,90 19,98 15,51 § IX. Расходы по Народному О б разованию ........................... 18,56 22,81 15,66 25,63 5,29 27,05 18,88 16,64 § X. По Народн. Здравоохр. . . 11,37 6,0 23,23 8,78 49,11 22,21 13,19 10,61 § XI. По сельск. хоз.................. 3,92 2,41 5,99 3,62 6,54 2,44 7,61 3,12 § X IV . По содерж. орг. Н.К.Ю. . 4,68 3,86 4,31 1,58 1,90 5.03 5,58 3,10 § XV. По Нар. Ком. Соц. Обесп. 4,68 2,20 0,48 4,65 0,95 1,24 0,75 0,60 Однако, едва ли не большее значение чем отсутствие плана имело еще то обстоятельство, что местные учреждения не располагали тогда необходи мыми сведениями о имеющихся в их распоряжении материальных рессурсах. От прошлой эпохи им досталось в руки столь большое наследство, что разобраться в нем оказалось под силу лишь теперь, да и то не всегда в полной мере. Если прибавить к сказанному, что сметная номенклатура, которая должна лежать в основе распределения всего бюджетного материала, была получена на местах лишь в начале ноября месяца 22 года, то станет понятно, почему работы по составлению м. бюджета на 22—23 год непомерно затянулись и их удалось закончить лишь к концу первого квартала.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2