Годовые итоги Сибири 1922-1923

Равным образом, и конечный результат обложения 5 р. 17 коп. на душу населения (вместе с продналогом), хотя и составляет только 63,4 проц. от высоты обложения 1913 года, все же позволяет сказать, что тяжесть налогового бремени в истекшем году, при учете степени платежеспособности населения, едва ли не окажется выше 1913 года. II. Обзор неналоговых доходов. я 1. Классификация и роль в Гос. Бюджете прошлого и текущего момента* Государство испытывает крайнюю нужду в средствах. Даже те до чрезвы­ чайности сжатые потребности, которые удовлетворяются за счет нашего госу­ дарственного бюджета, не могут быть удовлетворены полностью за счет госу­ дарственных доходов. Поэтому, с одной стороны, вновь часть расходов пере­ дается на местный бюджет, и, с другой стороны, эмиссия, несмотря на всю ее нежелательность, как средства покрытия бюджетного дефицита, призвана пополнить недостающие средства, правда, в незначительном уже количестве. Налоговые источники выявились к настоящему времени полностью, нало говой аппарат действует не без достатков, но все же удовлетворительно. Рост налоговых доходов совершался достаточно быстро и достиг таких пределов, за которыми рассчитывать на дальнейшее резкое его усиление не приходится. Новых налогов вводить не предполагается. Тем большее значение приобрета­ ют, так называемые, налоговые источники государственных доходов. В речи своей на 3-й сессии ВЦИ К 'а Наркомфин РСФСР сказал, что нельзя себе представить более ничтожной цифры, чем доходы местного бюджета от громадных имуществ (трамваев, коммунальных предприятий и пр.), конфиско­ ванных у буржуазии и дворянства и переданных в ведение мест: все эти иму­ щества дают, включая сюда и Украину, всего около 41/г миллионов рублей. Усиление доходов от этих источников должно послужить источником покрытия вновь возлагаемых на местный бюджет расходов. Не лучше, по его же словам, обстоит дело и с доходами от имуществ общегосударственных. В прошлом 1922-1923 году все неналоговые доходы государственного бюджета составили всего 55.000.000 руб. Между тем, в доре­ волюционное время одни доходы от прежних казенных имуществ достигали гораздо больших цифр -так, в 1912 году, поданным Государственного Контроля, один лесной доход составлял 84.587.760 руб., а оброчные статьи и промыслы дали 33.339.771 руб. общий же доход, получавшийся от эксплоатации лесов, как казенных, так и удельных, частновладельческих и прочих, должен был оцениваться не менее как 230—250 мил. руб. золотом (Гос. земельные имущества, как источник госу­ дарственных доходов, ст. Пономарева в № 40 В. Ф. за 1923 год). Теперь, после социалистической революции, после национализации земли, крупных предприя­ тий и других имуществ, доходы государства от его имуществ должны, казалось бы, значительно возрасти. Достаточно вспомнить другое замечание тов. Влади­ мирова, что доходы нетрудовых элементов в России превышали два миллиарда рублей, чтобы оценить возможности извлечения доходов налогового характера. В связи с огромным значением, которое приобретают неналоговые доходы, как в государственном, так и, главным образом, в местном бюджете, Народный Комисс. Рабоче-Крестьянской Инспекции поручил своим местным органам про­ извести обследование местных источников неналоговых госдоходов, а также обследовать правильность и своевременность их поступлений. Эти обследования должны лечь в основу разработки соответствующих организационных мероприя­ тий по усилению налоговой части Советского бюджета. Таким образом, не налоговые доходы служат теперь предметом особенного внимания, пришло время сосредоточить усилия на их выявлении и интенсифи­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2