Годовые итоги Сибири 1922-1923

Состояние Народного Образования в Сибири. 199 Сибревкомом твердой сети школ ученичества в течение 1923 24 бюджетного года, школ должно быть не менее 51-й и в них учащихся не ме-'ее 2900, т.-е., по сравнению с состоянием на 1 августа 1922 г., мы за два года будем иметь увеличение числа школ на 475и о и число учащихся на 60Э°/0. Такое увеличение сети школ промышленного ученичества об'ясняется тем исключительным вниманием, которое уделено промышленному ученичеству Ком­ мунистической партией, Наркомпросом и главным образом—РКСМ. При том эавнодушии, а иногда и противодействии, со стороны хозяйст­ венных органов к делу строительства школ промышленного ученичества, отме­ ченные нами достижения нужно считать громадными. Правда, современная сеть школ промышленного ученичества страдает многими дефектами. Так, нормальным типом школы фабзавуча нужно считать школу, во ^ о б у ­ чающую подростков данного предприятия и во 2 ) имеющую специальные под­ готовительные мастерские. Таких школ в современной сети Сибири мы имеем по данным на 1 октября 1923 г. только S с 427 учащимися, т. е. только 1б°/ от общего чиспа школ. Зато школ фабзавуча без подготовительной мастерской мы имеем около 50"/° и районных школ также без подготовительной мастер­ ской около 230/о от общего числа школ. Последние два типа школ нужно счи­ тать не вполне отвечающими требованиям, пред'явленным школ., фабзавуча. Школа фабзавуча, не имеющая специальных подготовительных мастерских, вы ­ нуждена первые годы практического обучения производить работы в самом производстве, что не всегда бывает удобно для самого производства и сильно отражается на предварительной подготовке учащихся. Другой тип—районная школа—об'единяет подростков, занятых не только в разных, но и разно­ родных предприятиях. Эгот тип школы имеет главной целью сообщить ученику цикл общеобразовательных и общетехнических знаний, относя производствен­ ное обучение на предприятия, что влечет за собсй неудовлетворительную прак­ тическую подготовку будущих квалифицированных мастеров на наших, не всег­ да хорошо оборудованных фабрично-заводских предприятиях. Другим существенным недостатком в сети школ промышленного учениче­ ства является и необорудованность учебно вспомогательными учреждениями, как-то: физическими кабинетами, лабораториями, библиотеками, инструментами и прочим. Этот недостаток временного характера, так как в течение ближай­ ших трех лет, при затрате небольших средств, возможно будет школы элемен­ тарно оборудовать. Если иметь в виду те тяжелые материальные условия и то равнодушие, так сказать, Советских промышленных кругов к делу образования рабочих под­ ростков, то современное состояние сети школ промышленного ученичества мож­ но признать белее или менее удовлетворительным, но и только, так как действи­ тельные потребности пополнения производства квалифицированными работника­ ми говорят нам следующее. В то время, как в горной промышленности, согласно действующему зако­ нодательству, должно быть забронировано не менее 1800 подростков, мы в школах ученичества горной промышленности имеет всего лишь около 600 уча­ щихся, что составляет только 30 проц. школьного охвата количества подростков, долженствующих быть налицо. Затем, если мы перейдем к обзору по губерниям, то получим такие дан­ ные охвата рабочих подростков школами промышленного ученичьсгва (вследствие происходящего сокращения числа подростков на предприятиях, эти данные нуж­ но рассматривать, как максимальные, так как последних сведений о числе занятых подростков мы не имеем). Охват. 1. Томская губ. без горной промышленности . . 39 проц. 2 . О м с к а я ..................................................................... 26 „ 3. И р к у т с к а я ................................................................... 10 „

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2