Годовые итоги Сибири 1922-1923
Состояние Народного Образования в Сибири. 199 Сибревкомом твердой сети школ ученичества в течение 1923 24 бюджетного года, школ должно быть не менее 51-й и в них учащихся не ме-'ее 2900, т.-е., по сравнению с состоянием на 1 августа 1922 г., мы за два года будем иметь увеличение числа школ на 475и о и число учащихся на 60Э°/0. Такое увеличение сети школ промышленного ученичества об'ясняется тем исключительным вниманием, которое уделено промышленному ученичеству Ком мунистической партией, Наркомпросом и главным образом—РКСМ. При том эавнодушии, а иногда и противодействии, со стороны хозяйст венных органов к делу строительства школ промышленного ученичества, отме ченные нами достижения нужно считать громадными. Правда, современная сеть школ промышленного ученичества страдает многими дефектами. Так, нормальным типом школы фабзавуча нужно считать школу, во ^ о б у чающую подростков данного предприятия и во 2 ) имеющую специальные под готовительные мастерские. Таких школ в современной сети Сибири мы имеем по данным на 1 октября 1923 г. только S с 427 учащимися, т. е. только 1б°/ от общего чиспа школ. Зато школ фабзавуча без подготовительной мастерской мы имеем около 50"/° и районных школ также без подготовительной мастер ской около 230/о от общего числа школ. Последние два типа школ нужно счи тать не вполне отвечающими требованиям, пред'явленным школ., фабзавуча. Школа фабзавуча, не имеющая специальных подготовительных мастерских, вы нуждена первые годы практического обучения производить работы в самом производстве, что не всегда бывает удобно для самого производства и сильно отражается на предварительной подготовке учащихся. Другой тип—районная школа—об'единяет подростков, занятых не только в разных, но и разно родных предприятиях. Эгот тип школы имеет главной целью сообщить ученику цикл общеобразовательных и общетехнических знаний, относя производствен ное обучение на предприятия, что влечет за собсй неудовлетворительную прак тическую подготовку будущих квалифицированных мастеров на наших, не всег да хорошо оборудованных фабрично-заводских предприятиях. Другим существенным недостатком в сети школ промышленного учениче ства является и необорудованность учебно вспомогательными учреждениями, как-то: физическими кабинетами, лабораториями, библиотеками, инструментами и прочим. Этот недостаток временного характера, так как в течение ближай ших трех лет, при затрате небольших средств, возможно будет школы элемен тарно оборудовать. Если иметь в виду те тяжелые материальные условия и то равнодушие, так сказать, Советских промышленных кругов к делу образования рабочих под ростков, то современное состояние сети школ промышленного ученичества мож но признать белее или менее удовлетворительным, но и только, так как действи тельные потребности пополнения производства квалифицированными работника ми говорят нам следующее. В то время, как в горной промышленности, согласно действующему зако нодательству, должно быть забронировано не менее 1800 подростков, мы в школах ученичества горной промышленности имеет всего лишь около 600 уча щихся, что составляет только 30 проц. школьного охвата количества подростков, долженствующих быть налицо. Затем, если мы перейдем к обзору по губерниям, то получим такие дан ные охвата рабочих подростков школами промышленного ученичьсгва (вследствие происходящего сокращения числа подростков на предприятиях, эти данные нуж но рассматривать, как максимальные, так как последних сведений о числе занятых подростков мы не имеем). Охват. 1. Томская губ. без горной промышленности . . 39 проц. 2 . О м с к а я ..................................................................... 26 „ 3. И р к у т с к а я ................................................................... 10 „
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2