Годовые итоги Сибири 1922-1923
Реорганизация трех практических институтов в Техникумы была произве дена во 1) вследствие упразднения Практ. Институтов, как типа учебного заве дения и 2) вследствие общего сокращения сети молодых ВУ З по РСФСР. В заключение обзора состояния сети профессиональных учебных заведе ний, необходимо остановиться на тех перспективах, которые нам дает текущий бюджетный год. Ассигнования по государственному бюджету по массовым учреждениям Профобра, по сравнению с истекшим бюджетным годом, сокращены в среднем на 10 проц. Такое сокращение не имеет большого, значения, так как отпу скаемые по гос. бюджету кредиты, по сравнению с действительной сметой учеб ного заведения, настолько незначительны, что они в бюджете учебных заве дений Профобра в общем существенной роли не играли (от 2 до 8 проц. сметной потребности). Однако, наряду с этим, с нового бюджетного года последовало резкое сокращение ассигнования средств из местного бюджета на массовые учрежде ния Профобра по всем губерниям Сибири, за исключением Томской. Эта губер ния, наоборот, несколько увеличила отпуск средств по местному бюджету. Что- же касается остальных губерний, то в них средние и низшие учебные заведе ния для бюджетно плановых комиссий явились тем местом губернского местного бюджета, по которому прошелся не нож хирурга, а просто плотницкий топор. И все это во имя целей доведения местного бюджета до пресловутой „бездифицитно- сти", хотя закрытие старых, живущих органической жизнью, хорошо оборудо ванных и сросшихся с хозяйством района (своего и соседней губернии) профес сиональных учебных заведений есть в конечном результате прямая дефицит ность местного бюджета, так как уничтожение профессиональной школы это- уничтожение культурно-хозяйственной единицы. В целях моментального достижения бесдефицитности местного бюджета, Бюджетне-Плановые Комиссии в некоторых губерниях проделали и проде лывают весьма хитроумные комбинации. Так, в Алтайской губернии вынесено буквально следующее рвш«н*«: „Барнаульский Техникум механической специальности реорганизовать в сельско хозяйственный Техникум"... Здесь прежде всего для всякого, „даже и не учив шегося в семинарии", очевидно, что реорганизовать механико-техническую школу в школу агроно> ическую совершенно невозможно, так как механико-техническая школа никаких общих с агрономической школой учебно-вспомогательных учреж дений не имеет (за исключением разве физического кабинета и—частично—хими ческой лаборатории). Открытие же новой агрономической школы влечет за со бою расходы по созиданию учебного совхоза, новых лабораторий, кабинетов, станций и т. д. Но как раз об этих расходах Бюджетно-Плановая Комиссия Алтайской губ., вынося постановление о реорганизации,—умалчивает. А они вы ражаются суммой минимум 60.000 золотых рублей. Следовательно, перед нами замаскированное закрытие профессиональной школы, существующий 9 лет. Затем, в некоторых губерниях Бюджетно Плановыми Комиссиями изобре тена очень удачная формула при снятии с местного бюджета средних и низ ших учебных заведений Профобра, а именно: „специальность учебного заведе ния не соответствует экономике губернии". Так, в Омской губернии, под эту формулу подведены и сняты с местного бюджета два Техникума: Омский Меха нико-Строительный, существующий свыше 40 лет (хорошо оборудованное учеб ное заведение) и Омский Художественно-Промышленный Техникум, который Пытаются, к облегчению местного бюджета, закрыть в течение всего 1923 года и не закрывают лишь потому, что Сибнаробраз и Главпрофобра категорически протестуют. Затем, великолепно организованное, существующее свыше 25 лет, идеаль но соответствующее и экономике данной губернии учебное заве <• •, >,х облегчения местного бюджета, вдруг оказалось в новом бюджетном году „област ным" и отнесенным на несуществующий „областной бюджет"... В таком поло ж«нии находится Иркутский Политехникум, б. Практический Институт.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2