Годовые итоги Сибири 1922-1923

Реорганизация трех практических институтов в Техникумы была произве­ дена во 1) вследствие упразднения Практ. Институтов, как типа учебного заве­ дения и 2) вследствие общего сокращения сети молодых ВУ З по РСФСР. В заключение обзора состояния сети профессиональных учебных заведе­ ний, необходимо остановиться на тех перспективах, которые нам дает текущий бюджетный год. Ассигнования по государственному бюджету по массовым учреждениям Профобра, по сравнению с истекшим бюджетным годом, сокращены в среднем на 10 проц. Такое сокращение не имеет большого, значения, так как отпу­ скаемые по гос. бюджету кредиты, по сравнению с действительной сметой учеб­ ного заведения, настолько незначительны, что они в бюджете учебных заве­ дений Профобра в общем существенной роли не играли (от 2 до 8 проц. сметной потребности). Однако, наряду с этим, с нового бюджетного года последовало резкое сокращение ассигнования средств из местного бюджета на массовые учрежде­ ния Профобра по всем губерниям Сибири, за исключением Томской. Эта губер­ ния, наоборот, несколько увеличила отпуск средств по местному бюджету. Что- же касается остальных губерний, то в них средние и низшие учебные заведе­ ния для бюджетно плановых комиссий явились тем местом губернского местного бюджета, по которому прошелся не нож хирурга, а просто плотницкий топор. И все это во имя целей доведения местного бюджета до пресловутой „бездифицитно- сти", хотя закрытие старых, живущих органической жизнью, хорошо оборудо­ ванных и сросшихся с хозяйством района (своего и соседней губернии) профес­ сиональных учебных заведений есть в конечном результате прямая дефицит­ ность местного бюджета, так как уничтожение профессиональной школы это- уничтожение культурно-хозяйственной единицы. В целях моментального достижения бесдефицитности местного бюджета, Бюджетне-Плановые Комиссии в некоторых губерниях проделали и проде­ лывают весьма хитроумные комбинации. Так, в Алтайской губернии вынесено буквально следующее рвш«н*«: „Барнаульский Техникум механической специальности реорганизовать в сельско­ хозяйственный Техникум"... Здесь прежде всего для всякого, „даже и не учив­ шегося в семинарии", очевидно, что реорганизовать механико-техническую школу в школу агроно> ическую совершенно невозможно, так как механико-техническая школа никаких общих с агрономической школой учебно-вспомогательных учреж­ дений не имеет (за исключением разве физического кабинета и—частично—хими­ ческой лаборатории). Открытие же новой агрономической школы влечет за со­ бою расходы по созиданию учебного совхоза, новых лабораторий, кабинетов, станций и т. д. Но как раз об этих расходах Бюджетно-Плановая Комиссия Алтайской губ., вынося постановление о реорганизации,—умалчивает. А они вы­ ражаются суммой минимум 60.000 золотых рублей. Следовательно, перед нами замаскированное закрытие профессиональной школы, существующий 9 лет. Затем, в некоторых губерниях Бюджетно Плановыми Комиссиями изобре­ тена очень удачная формула при снятии с местного бюджета средних и низ­ ших учебных заведений Профобра, а именно: „специальность учебного заведе­ ния не соответствует экономике губернии". Так, в Омской губернии, под эту формулу подведены и сняты с местного бюджета два Техникума: Омский Меха­ нико-Строительный, существующий свыше 40 лет (хорошо оборудованное учеб­ ное заведение) и Омский Художественно-Промышленный Техникум, который Пытаются, к облегчению местного бюджета, закрыть в течение всего 1923 года и не закрывают лишь потому, что Сибнаробраз и Главпрофобра категорически протестуют. Затем, великолепно организованное, существующее свыше 25 лет, идеаль­ но соответствующее и экономике данной губернии учебное заве <• •, >,х облегчения местного бюджета, вдруг оказалось в новом бюджетном году „област­ ным" и отнесенным на несуществующий „областной бюджет"... В таком поло ж«нии находится Иркутский Политехникум, б. Практический Институт.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2