Годовые итоги Сибири 1922-1923
Если принять во Енимание, что Инспектора школ Рабочих подростков в Губпрофобрах ведут работу исключительно по школам Фабзавуча, одновремен но с этим занимаясь и в Губкомах РКСМ,— то будет понятно, что руководство профессиональным образованием в губерниях Сибири осуществляется только Заведывающими Губпрофобрами. Частая же смена последних указывает, насколько они могли, работая в Губпрофобре в среднем 3—4 месяца, постичь сущность дела и затем—руково дить им. В результате, как общее правило, Губпрофобры Сибири являются лишь техно-канцелярскими и консультативными аппаратами при Губоно и для техни кумов и профшкол, в которых большинство работников-старые специалисты высокой квалификации,—Губпрофобры просто неавторитетны. С другой стороны, заведующие Губоно физически не могут руководить работой техникумов и проф школ. Поэтому, профессиональные учебные заведения Сибири, за исключением школ фабзауча, в общем самостоятельно ведут учебно воспитательную и мето дическую работу, не подвергающуюся ни предварительному, ни последующему контролю или инспектированию. Так, по материалам произведенного в онтябре т. г. Инспектором Сибнар- образа обследования профессиональных учебных заведений в Енисейской и И р кутской губерниях, в них под флагом „индустриальных'" и „промышленно-эконо мических" техникумов существуют просто подготовительные курсы для поступ ления в высшие учебные заведения. Затем, в г. Красноярске продолжало суще ствовать „ремесленно-техническое училище", работавшее под старым названием и по до-Советским учебным ппанами программам низшего ремесленного училища. Что же касается вообще всех учебных заведений, то они, предоставленные самим себе, продолжали или пока продолжают работать по старым, до-револю- ционным учебным планам и программам, оффициально прикрываясь учебными материалами Главпрофобра. Конечно, при наличии в Губпрофобрах компетентных и, главным образом, постоянных работников, указанные неустройства в значительной своей части не имели бы места. Таким образом,с вопросом управления профессиональным образованием *) в течение истекшего учебного (и бюджетного) года обстояло чрезвычайно не благополучно. Перспективы настоящего учебного года также не^дают нам хоро ших надежд, т. к. ни Губкомы РКП, ни Губисполкомы, ни сами Губнаробразы для работы в Губпрофобрах пока не выделяют и не направляют постоянных и компетентных работников. Такое положение побуждает многие профессиональ ные учебные заведения устанавливать непосредственную связь с сибирским центром и возбуждать ходатайства о подчинении их Сибпрофобру. Однако, в большин стве своем вполне целесообразные, такие ходатайства не могут быть удовлет ворены, так как удовлетворение их, в первую очередь, должно повлечь за со бою усиление аппарата Сибпрофобра, в настоящее время состоящего лишь из трех сотрудников. II. Сеть учебных заведений. Подробные данные о сети массовых профессиональных учебных заведений нами приведены в указанном очерке „Хозяйственные нужды Сибири и профес сиональное образование". В течение текущего года в этой сети произошли следующие изменения. , *) Здесь речь идет о массовом профессиональном образовании (техникумы, профшколы, Учебно-показательные мастерские и курсы).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2