Годовые итоги Сибири 1922-1923

Несмотря на все неблагоприятные условия, нужно все-таки отметить, что минувший год характеризуется под'емом педагогической работы, улучшением внутреннего содержания сети учреждений социального воспитания. По всем губерниям Сибири прошли курсы и самокурсы по переподготовке педагогического персонала, которые, несомненно, внесут свежую струю в работу учреждений в 1923.-24 учебном году. Цифровых данных о количестве работников социального воспитания, про­ шедших через курсы и самскурсы по переподготовке, сведений не имеется. Известно то.'.ько, что курсы были проведены в следующих губерниях: Иркутская—проведены губернские курсы, закончившиеся 1-го августа. Енисейская губ.т-в губернском городе Красноярске прошли курсы для бо­ лее активных работникЬв, в Ачинске, Канске, Минусинске, уездных городах, прошли курсы для малоподготовленных работников сельских школ. В Томской губернии проведены губернские курсы и курсы по уездам, в частности, в Щегловском уезде по широко задуманной программе переподго­ товки в общеобразовательном, педагогическом и политическом отношении. В Алтайской губернии прошли самокурсы в губернском городе Барнауле и в уездных городах Бийске и Рубцовке. В сельских местностях Алтайской гу­ бернии прошли длительные самокурсы-конференции с участием губернских работников. В Новониколаевской губернии прошли курсы педагогической самодеятель­ ности, двухмесячные, в которых участвовало 109 человек, Каинске 2-х месячные и в Камне на 103 человека. В Омской губернии курсы происходили с 8 июня по 20 июля, слушателей было 224 человека. В Бурятской Автономной области переподготовка школьных работников не состоялась, за отсутствием средств, 15 человек было послано на Иркутские губернские курсы по переподготовке. В Ойратской автономной области прошли 2-х месячные курсы с 1-го июля по 1-е августа, слушателей было 30 человек. Переходя от количественной к качественной характеристике учреждений социального воспитания, к вопросам реформы внутреннего содержания учре­ ждений, приходится отметить следующее: Первые годы революции в Сибири—это годы ломки внешних форм учре­ ждений Народного Образования, годы перемены вывесок. Содержание и мето­ ды работы в школах, уклад их жизни, по существу говоря, оставались такими же, как и до революции. Реформа коснулась только внешней стороны дела. Программы школ, выработанные Наркомпросом, оказались трудными для осу­ ществления в школах Сибири. Они требовали высококвалифицированной рабо­ чей силы, достаточного количества педагогической литературы, методических руководств и солидных школьных библиотек. Ничего этого в школах Сибири не было. Единственным руководством по реформе массовой школы в руках учителя было только „Положение о единой трудовой школе". Далеко не во все школы проникли даже программы. В то время, как в Европейской России школы сразу вступили на путь революционного разрушения старых форм вос­ питания и творчества новых форм, в Сибири процесс реорганизации школ шел путем эволюции. Но тем не менее, в 1920—21 году во всех уездах обширной Сибири установились уездные и районные конференции работников просвеще­ ния, во всех губернских городах установились курсы по подготовке инструкто­ ров трудовой школы и работников по дошкольному воспитанию. Эти курсы дали некоторые кадры революционно настроенных педагогов, которые и пыта­ лись революционизировать наши массовые учреждения социального воспита­ ния. Это революционизирование выразилось главным образом в изменении ме­ тодов школьной работы и главным образом методов обучения. Почти во всех школах появились детские журналы, стала применяться проработка изучаемых предметов при помощи рисования, лепки, ручного труда, экскурсий и т. П-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2