Годовые итоги Сибири 1922-1923

ступени—в составе двух, четырех, пяти последних групп, школы 9-ти групповые’ В Томской губернии к школам*2-й ступени отнесены и семигрупповые школы, поэтому цифру 43 необходимо уменьшить на 2/з, чтоб получитьпредставление о количестве школ 2-й ступени Томской губернии. Одногрупповые и двухгруппо­ вые школы—явление временное, они или исчезнут или разовьются в школы 3-х или 4-х групповые, это школы вновь открытые, содержащиеся на средства ком­ мун в сельских местностях. 6 ти групповые школы также явление временное, они разовьются в школы семигрулповые. Приведенная таблица далеко не ис­ черпывает разнообразия фактически существующих типов школ. Трех и четырех групповые школы также разнообразны, по количеству в них педагогического персонала. Все их можно распределить на следующие группы школ: а) трехгрупповая школа с одним учителем, б) трехгрупповая школа с двумя учителями, в) трехгрупповая школа с тремя учителями, г) четырехгрупповая школа с одним учителем, д) четырехгрупповая школа с двумя учителями, е) четырехгрупповая школа с тремя учителями, ж) четырехгрупповая школа с четырьмя учителями. Само собой разумеется, что школы 3-х и 4-х групповые, в которых ра­ ботает один учитель со всеми группами, по своему типу резко отличаются от 3-х и 4-х групповых школ, в которых в каждой группе работает особый учитель. То же самое можно сказать и относительно 5-тигрупповых школ. Они тоже’ разнообразны по количеству в них педагогического персонала, а следо­ вательно и по своему типу. В сельских местностях Сибири есть пятигрупповые школы, в которых работает только один учитель. Все это выдвигает на оче­ редь вопросы о детализации общего положения, об управлении школами, о вы ­ работке коррективов к единой государственной программе минимум, к учебным планам, и с особенной остротой выдвигает вопрос о методах работы во мно­ гогрупповых школах с одним учителем и о снабжении школ средствами и ма­ териалами для самостоятельных работ учащихся. Сеть детдомов в губерниях Сибири характеризуется следующей таблицей: Г у б е р н и и IД. домов Иркутская . . . Енисейская . . Томская . . . . Алтайская . . . Новониколаевская Омская . . . . Бур. Ав. Р. . . Ойрат. А. Об. 40 46 58 70 55 79 1 3 Детей 2637 3138 2990 3052 2926 4851 43 120 Педагогов 240 250 283 256 247 292 .3 8 По Сибири . 352 19757 1583 Несмотря на попытки всех отделов народного образования сократить эту сеть, она остается почти без изменения. Детские дома карликового типа об‘е- диняются в большие детдома, но общее количество детей, воспитывающихся в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2