Годовые итоги Сибири 1922-1923
1920-21 учебный год, как видно из таблицы, был период стихийного роста школ-поденок, периодом широких охватов на фронте просвещения. Но этот рост нельзя считать нормальным. У вновь открытых школ не было ма териальной базы, квалифицированной рабочей силы, специально приспособ ленных для школьных занятий помещений, учебно-наглядных пособий и школьных библиотек. Внов открытые школы были по существу школами гра моты, в которых учительствовали случайные элементы, призванные по тру довой мобилизации и лица, получившие подготовку на 3-х месячных курсах красных учителей, не имеющие ни общеобразовательной подготовки, ни педа гогического стажа. 1921-22 учебный год—год катастрофического падения этой школьной сети. Школы были сняты с государственного снабжения, педагогический персонал демобилизован. Местный бюджет только что начинал строиться, договорная кампания только намечалась, Перспективы материальных условий существо вания были неопределенными. Демобилизация педагогического персонала, в связи с отменой трудовой повинности и низкой оплатой труда, повлекла за собой массовое бегство учительского персонала в учреждения, где труд опла чивался лучше. 1922-23 уч. год был годом перелома, напряженных исканий материальной базы, опытов по использованию всех источников, какие можно было найти для учреждений социального воспитания, в частности для школ. На с'езде Завгубоно Сибири осенью 1922 года были намеченны следующие источники существования: а) государственные средства, б) средства губернского и уезд ного местного бюджета, в) самообложения населения в пользу школ и содер жание их на основе договора, г) прикрепление к хозяйственным организациям и ведомствам, д) платность обучения, е) шефство, ж) открытие и содержание школ в порядке общественной и частной инициативы, з) средства от торговой и производственной деятельности. На этом же с'езде Завгубоно Сибири поставили себе целью, разрешить следующие задачи в 1922-23 уч. году: а) создать устойчивую материальную базу для учреждений социального воспитания и бороться за ее укрепление, б) вос становить сеть учреждений социального воспитания в об'еме сети довоенного времени, в) собрать работников социального воспитания и удержать тех, ко торые остались на своем посту, г) улучшить материальное положение работ ников социального воспитания, д) повысить квалификацию педагогического персонала, е) повысить процентные отчисления из местного бюджета на народ ное образование до 30 проц., ж) бороться за реализацию сметных предполо жений по местному бюджету в размере 100 проц., з) развить кампанию по заключению договоров с сельским населением на содержание учреждений социального воспитания, и) бороться за реализацию сметных договоров с с сельским населением в размере 100 проц., к) энергично проводить кампанию по изысканию дополнительных источников ‘существования, л) приступить к органическому строительству учреждений в смысле реформы их внутренного содержания. На том же с'езде высказывалось мнение признать целосообразными все средства для изыскания источников существования учреждений соцвоса, до раз решения частных школ включительно. Но, тем неменее, не смотря на ката строфичность положения, с‘езд от частной школы отказался и решил делать главную ставку на создание и укрепление местного бюджета и на договорную кампанию. Что же дал 1922-23 учебный год?.Все источники всеми Губоно были ис пользованы с различной степенью энергии. Отступление на фронте просве щения было в начале года, как будто, не только приостановлено, но даже, по сравнению с предыдущим годом, школьная сеть Сибири увеличилась, как видно из приведенной таблицы. Так и было в задатках действительности. Развер тывание договорной кампании в первую половину гопа, кампания по шефству
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2