Годовые итоги Сибири 1922-1923

1920-21 учебный год, как видно из таблицы, был период стихийного роста школ-поденок, периодом широких охватов на фронте просвещения. Но этот рост нельзя считать нормальным. У вновь открытых школ не было ма­ териальной базы, квалифицированной рабочей силы, специально приспособ­ ленных для школьных занятий помещений, учебно-наглядных пособий и школьных библиотек. Внов открытые школы были по существу школами гра­ моты, в которых учительствовали случайные элементы, призванные по тру­ довой мобилизации и лица, получившие подготовку на 3-х месячных курсах красных учителей, не имеющие ни общеобразовательной подготовки, ни педа­ гогического стажа. 1921-22 учебный год—год катастрофического падения этой школьной сети. Школы были сняты с государственного снабжения, педагогический персонал демобилизован. Местный бюджет только что начинал строиться, договорная кампания только намечалась, Перспективы материальных условий существо­ вания были неопределенными. Демобилизация педагогического персонала, в связи с отменой трудовой повинности и низкой оплатой труда, повлекла за собой массовое бегство учительского персонала в учреждения, где труд опла­ чивался лучше. 1922-23 уч. год был годом перелома, напряженных исканий материальной базы, опытов по использованию всех источников, какие можно было найти для учреждений социального воспитания, в частности для школ. На с'езде Завгубоно Сибири осенью 1922 года были намеченны следующие источники существования: а) государственные средства, б) средства губернского и уезд­ ного местного бюджета, в) самообложения населения в пользу школ и содер­ жание их на основе договора, г) прикрепление к хозяйственным организациям и ведомствам, д) платность обучения, е) шефство, ж) открытие и содержание школ в порядке общественной и частной инициативы, з) средства от торговой и производственной деятельности. На этом же с'езде Завгубоно Сибири поставили себе целью, разрешить следующие задачи в 1922-23 уч. году: а) создать устойчивую материальную базу для учреждений социального воспитания и бороться за ее укрепление, б) вос­ становить сеть учреждений социального воспитания в об'еме сети довоенного времени, в) собрать работников социального воспитания и удержать тех, ко­ торые остались на своем посту, г) улучшить материальное положение работ­ ников социального воспитания, д) повысить квалификацию педагогического персонала, е) повысить процентные отчисления из местного бюджета на народ­ ное образование до 30 проц., ж) бороться за реализацию сметных предполо­ жений по местному бюджету в размере 100 проц., з) развить кампанию по заключению договоров с сельским населением на содержание учреждений социального воспитания, и) бороться за реализацию сметных договоров с с сельским населением в размере 100 проц., к) энергично проводить кампанию по изысканию дополнительных источников ‘существования, л) приступить к органическому строительству учреждений в смысле реформы их внутренного содержания. На том же с'езде высказывалось мнение признать целосообразными все средства для изыскания источников существования учреждений соцвоса, до раз­ решения частных школ включительно. Но, тем неменее, не смотря на ката­ строфичность положения, с‘езд от частной школы отказался и решил делать главную ставку на создание и укрепление местного бюджета и на договорную кампанию. Что же дал 1922-23 учебный год?.Все источники всеми Губоно были ис­ пользованы с различной степенью энергии. Отступление на фронте просве­ щения было в начале года, как будто, не только приостановлено, но даже, по сравнению с предыдущим годом, школьная сеть Сибири увеличилась, как видно из приведенной таблицы. Так и было в задатках действительности. Развер­ тывание договорной кампании в первую половину гопа, кампания по шефству

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2