Годовые итоги Сибири 1922-1923

О помощи проф. и хоз. организаций. (ш?ф :тво). После местного бюджета самое крупное значение в деле укрепления мате >иального базиса просветучре- ждений играла помощь профессиональных и хозяйственных организаций. Охваты­ вая, сравнительно, не широкую сеть просветучреждений, хозяй:твенные органи­ зации расходовали значительные средства на дело народного образования, они создавали хорошую материальную обстановку для работы. В общем, в просве­ щенском бюджете помощь хозяйспенных организаций выражается в 14,5<>/о. Для характеристики значения этого источника дохода приводам следующие данные: расходы на одну школу в год (с 2 -мя учителями) выражались— по местному и государств, бюджетам ...................... 400 руб. по договорам ..................................................................... 122 руб. 40 к. по хоз. и проф. организациям ...................................... 850 руб. Из приведенных данных видно, что хоз. и проф. организации обеспечивали школы в два раза лучше, чем местный бюджет и почти в 7 раз, чем договора. Таким образом, материальная помощь хозяйственных организаций не просто оказывала поддержку, но и качественно улучшала постановку дела Народного Образования. Из хозяйственных организаций наибольшую сумму расходовала горная промышленность Сибири, затем идеткооперация и, ьаконец, профес­ сиональные союзы. Дэхпды от предприятий. Эта статья доходов играла в истекшем году совер­ шенно незначительную роль. Предприятия, переведенные на хоз. расчет (Гос­ издат, кино дело, ГоспГосснаб), хотя и успешно развивали свое дело, но тем не менее непосредственной материальной помощи оказать не могли, так как все доходы их шли на расширение их оборотных капиталов. Театры повсе местно понесли убытки. В доходной статье Отделов Народного Образования только значится посевная кампания. В приходном бюджете она занимает всего лишь Ю/0. Общая площадь засева полей и огородов выражается в количестве 4.824 десятин. 1923-24 год. Учитывая опыт только что прошедшего года, отделы Народного Образо­ вания Сибири начали работу по выявлению материального базиса просвет- учреждений на предстоящий учебный год с апреля месяца 23 г. В мае месяце созван Сибирский с'езд Заведующих Губернскими Отделами Народного Обра­ зования. На этом с‘езде были намечены основные пути по составлению смет и бюджетов на предстоящий учебный год. Все расчеты были построены на макси­ мальном использовании местного бюджета. Было решено добиваться, во что бы то ни стало, включения заработной платы всех работников просвещения массовых учреждений в губернские и уездные бюджеты. На договора перенести лишь операционно-хозяйственные расходы и, только в крайних случаях, пере­ давать договорами заработную плату. К сожалению, по реализации урожая выяснилось, что этот крайний случай будет обычным явлением и в текущем учебном году. По всей Сибири выявился определенный недород. По урожай­ ности Иркутская, Омская, Новониколаевская, Алтайская губернии отнесены ко второй категории, и только Енисейская—к 4-й и Томская—к 5-й. Местный бюджет и в этом году будет далеко недостаточным. Правда, в настоящий момент мы имеем не только губернский, но и городской, и уездный, и волостной бюджеты. Тем не менее, это обстоятельство в обшем незначительно улучшает материальное положение народного просвещения в Сибири, так как, наряду с увеличением доходных статей, значительно возрастают и статьи расходные. Так, на местный бюджет передается содержание всех детских домов, содержание школ II ступени индустриально-технического образования и все просветительные учреждения, содержимые за счет проф. и хоз. организаций. В настоящее время ориенти­ ровочный бюджет по народному просвещению в Сибири вырисовывается в следующем виде:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2