Годовые итоги Сибири 1922-1923
в сельских местностях. Таким образом, заключение договоров было обставлено чрезвычайно неблагоприятными условиями. К тому же стимулом к заключению договоров было не стремление расширить и развить сеть просветучреждений, а необходимость найти хоть какой нибудь источник дохода для большинства сельских школ, оставшихся висеть в воздухе. Поэтому массовый характер заключения договоров являлся по существу подбрасыванием просветучреждений на плечи сельского населения. Добровольное начало договоров затуманилось и по существу осталось на бумаге. При культурной отсталости населения нельзя серьезно думать, что массовое и при том поспешное заключение коллективных договоров может быть проведено исключительно на началах добровольности. В действительности-отдельные уезды выносили обязательные постановления о самообложении населения в пользу школ. Енисейская губерния фактически ввела самообложение, в Иркутской также существовали договора на началах принудительности. Бурревком провел целевой налог на просвещение. Рубцов ский уезд Алтайской губернии предписал населению содержать свои школы. В итоге договорной кампании получилась чрезвычайно пестра^ картина и. конечно, меньше всего в этом виноваты Отделы Народного Образования. Жизненные условия складывались так, что необходимо было не брезговать решительно никакими мерами. Отношение населения к договорам было безучастное. В общем, по договорам, как видно из вышеприведенных таблиц, было получено 406.000 золотдм. Это оказалось слабой матариальной базой, если принять во внимание, что на договора было передано 3.153 учреждения Соцвоса, всреднем, следовательно, на каждую школу приходится в год 72 р., на работника просве щения 50 р. 40 коп. или 4 р. 20 коп. в месяц. Если эту последнюю сумму сопоставить с суммой, получаемой работником просвещения, состоящим на местном бюджете (она выражается в 12—15 зол. руб. в месяц), то картина положения школ, содержимых за счет договоров, получится очень печальная. Договора в Сибири были вын/жденной необходимостью. Необходимо было до более благоприятных времен сохранить как нибудь сеть просветительных учреждений Сибири. Договорная кампания давала возможность сохранить ее через приведение в состояние анабиоза. Договора были достаточны лишь для того, чтобы послужить средством замораживания значительной части просвет- работы в Сибири. В этом положительная роль договоров. Они сохранили, хотя и в состоянии анабиоза, сеть просветительных учреждений Сибири. Но для творческой, активной работы по народному образованию, договора, как материальная база, не приемлемы. Когда Советская школа будет поставлена на ноги, достаточно обставлена, поведет органическую работу, обеспечит в доста точной мере работников просвещения за счет местного бюджета, тогда договора могут играть и более активную роль, а в настоящий момент, рассчиты ■ вать на договора, как на прочный фундамент для просветучреждений, не приходится. Фактически почти вся просвещенская работа в истекшем году концентриро валась в городах и крупных производственных районах. Здесь, помимо местного бюджета, реальным подспорьем были две дополнительные статьи дохода: плата за правоучение и помощь профессиональных и хозяйственных организаций. 0 плате за правоучение. Плата за правоучение в процентном отношении занимает небольшое кесто в бюджете народного образования всей Сибири, всего лишь 1,5°/о. Но, принимая во внимание то обстоятельство, что она распро странялась на городские местности, которые представлены в Сибири в неболь шом количестве, плата за правоучение дала положительные результаты. За счет платы за правоучение производился ремонт городских школ, заготовка топлива и даже, во многих случаях, оплата труда работников просвещения. Как подсобный источник доходов, плата за правоучение, безусловно, выполнила свое назначение. На плате за правоучение можно строить реальные проекты и планы. Она сравнительно аккуратно вносится плательщиками и подлежит Довольно точному учету. Имея дело с культурным городским населением взыскивать плату за правоучение можно без больших затруднений. *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2