Годовые итоги Сибири 1922-1923
В момент достижения наивысшей точки кризиса появились в печати «s.- вестные статьи т. Ленина „Как реорганизовать Рабкин" и „Лучше ме^ше, да лучше". В этих статьях т. Ленин радикально разрешил тот вопрос, над кото рым бился Рабкрин с первых же дней НЭП 'а:—над поисками базы для своего права называться Инспекцией и инспектировать. Мы выше видели, как шли эти поиски, после того как заликвидировалось рабочее представительство в РКИ. Его пытались заменить: насыщением РКИ крупными партийными силами (тезисы Коллегии 21 сентября 21 г.), затем, деловым контактом с профсоюзами (Пост. Колл. 3 марта 22 г.), потом—как бы с отчаяния—авторитетом СТО, когда выяснилось, что РКИ не сможет этого авторитета иметь сама в себе. Ленинские статьи указали иной путь и одним взмахом разрешили все больные вопросы РКИ: потерянная база была найдена в лице ЦКК: „ЦКК следует соединить с основной частью реорганизованной РКИ... писал т. Лениг. РКИ получит таким путем столь высокий авторитет, что станет по меньшей мере не хуже нашего НКИД“ ... Мы рассматриваем эту новою организационную форму РКИ (в направле нии РКИ, а не партии) в той же плоскости создания базы „общественности" для инспекционных работ РКИ. Своеобразно соединенная в своей работе с ЦКК, РКИ перестает являться ведомством. Широкое общественное мнение рабоче- крестьянских масс в этой конструкции заменяется концентрированным мнением выборной партийной „верхушки"—по самой природе своей выражающей волю всего союза трудящихся. Поэтому, при всей как будто неожиданности Ленин ского разрешения Рабкриновского кризиса—это разрешение явилось логически последовательным выводом из всей истории болезни РКИ, а ее работникам; понимавшим суть кризиса, оно не могло казаться неожиданным. Сразу же и тем же решением был закончен спор „Контроль или. Инспек ция* и при том самым радикальным образом в пользу последней. Правда, инспекционные задачи РКИ определятся теперь не так, как традиционно пони кала их старая РКИ. Эга работа теперь должна идти дальше и глубже. Даль ше—потому что вместо отдельных конкретных улучшений работы ведомств на НКРКИ возложена работа по улучшению всего гос. аппарата, глубже-^потому, что это улучшение должно проводиться на базисе научной организации труда. Эти тезисы т. Ленина о реорганизации РКИ легли в основу проведенной теперь реформы Наркомата и в дальнейшем должны совершенно изменить его работу. Таковая историческая перспектива реформы Наркомата Инспекции. Мы видели, что эта реформа вытекала из всей сути рабкриновского кризиса и ле чила как раз то место, которое было ушиблено. Это касается одинаково, как организационной, это мы видели выше, так и оперативной стороны, т. е. во просов метода работы, куда был привлечен НОТ. Со второй половиной 22 года идеи научной организации труда начинают скромно проникать в стены Рабкрина. Шаги НОТ вначале были очень робки и в споре между Контролем и Инспекцией он участия не принимал. Но, несом ненно, НОТ был своеобразным связывающим звеном между обоими спорящими сторонами: идя по пути инспектированиями Доходил до выработки для“’под‘от- четного органа готовых норм в области технической стороны управления и* преодолевая, таким образом, организационный хаос, подготовлял почву для контроля. 9 го сентября с. г. ЦИК'ом СССР были утверждены ряд декретов, насаю щихся реорганизации РКИ, и Положение о последней. В них указаны и задачи новой РКИ и ее методы. НКРКИ , на основании Положения, является „основным органом Советской елэсти в деле усовершенствования госаппарата, полного овладения им и приспособления его к задачам социалистического строительства“ (раньше: „РКИ является единым органом социалистического контроля, через который советское государство, при непосредственном участии рабочих и крестьян, осуществляет надзор за деятельностью всех государственных учрешде
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2