Годовые итоги Сибири 1922-1923

ним формам только финансового контроля. Руководящим оргач Наркомата—Кол­ легия—по целому ряду причин не могла пойти на это упрощенное разрешение кризиса. Вновь нарождающемуся частному капиталу, с его тенденцией раста­ щить государственное достояние, надо было противопоставить более действи­ тельные меры контроля, чем последующая проверка денежной отчетности; надо было зорко следить за всем ходом развития НЭП'а и во время учесть его ре: зультаты в народном хозяйстве. Поэтому задачи инспектирования должны были остаться и при НЭП'е, как ровно в полном об'еме должны были быть сохране­ ны все прежние позиции РКИ. Жизнь продолжала, однако, с них сбивать. Институт делегированных таял, а с ним и задача инспектирования теряла свою опору; необ'ятность функций РКИ, остававшаяся незыблимой, очевидно, была непосильна для сокращенного аппарата Инспекций. Поэтому, разрешение кризиса в дальнейшем должно было пойти в поисках утерянной опоры и органичении задач РКИ пределами действительно ценного и неотложно нужного. Это были главнейиме пункты, которые требовалось раз­ решить, так как иначе вся работа РКИ была обречена идти на „холостом ходу". Необ'ятность задач распыляла сили Инспекции и не давала возможности делать ценные вклады в обще-советское строительство, а без надлежащей опоры во вневедомственных слоях реализация ревизионных материалов, даже серьезных и продуманных, встречала непреодолимое сопротивление ведомств, до которых касались ревизионные предложиния РКИ. Поиски опоры в работе РКИ нача­ лись еще тогда, когда Наркоматом формально утверждалось явно шедшее к ликвидации рабочее представительство и проповедызался „универсализм" pai бот. Констатируя слабость работ органов РКИ, Коллегия (2 сент. 21 г.) прихо­ дила к выводу, что: „все больные вопросы РКИ упираются в один больной вопрос—недостаток крупных партийных сил; без разрешения этого основного вопроса все попытки к улучшению дела останутся безрезу-штатными". Позднее, в постановлении Коллегии (3 марта 22 года) был сделан пераый шаг в направ­ лении разрешения кризиса. В области ревизионных работ, взамен непосред­ ственного участия в работах РКИ широких слоев трудящихся, было предложено „перенести центр тяжести с непосредственного привлечения путем -выборов на другие способы—деловой контакт с профсоюзами, ячейки содействия и особен­ но массовые обследования." Далее был провозглашен принцип отказа от всякой мелкой работы, в денежной ревизии предложено было проверять документаль­ ную отчетность лишь выборочно и попутно с производством фактических реви­ зий. На первое место была выдвинута „инспекционная работа по проведению плановых обследований важнейших отраслей хозяйства в общегосударственном масштабе, с преимущественной цеаью проверки новых, только еше реализую­ щихся законодательных мероприятий и внесения в них соответствующих кор­ рективов". Кризис, как будто, разрешался по правильному пути, но жизнь пошла, однако, на так, как этого хотелось. Усиление Комиссариата крупными партийными силами на деле не осу­ ществилось совершенно, деловой контакт с профсоюзами также совсем не удал­ ся—поэтому и инспекционная надстройка над ними не получила никакой опоры. При этой беспомощности инспекционного направления—его антитеза „контроль" имел все шансы укрепить свои позиции. И это укрепление действительно кача­ лось. В отдельных Инспекциях стали затрачиваться значительные силы на про­ изводство работ по документальной ревизии, началась борьба с подотчетными органами за представление в РКИ денежных отчетов, стали пред'являться требования о начетах на распорядителей кредитов. Наиболее резко победа контрольного направления выразилась на Украине, где РКИ была преобразо­ вана в Государственный Контроль (26 июля 22 г.) С другой стороны, сторонники инспекционного направления,—в поисках вневедомственной базы под инспекционную работу РКИ и учитывая крах соз­ дания под ней широкого пролетарского базиса и тщетность надежд на уком­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2