Годовые итоги Сибири 1922-1923
ним формам только финансового контроля. Руководящим оргач Наркомата—Кол легия—по целому ряду причин не могла пойти на это упрощенное разрешение кризиса. Вновь нарождающемуся частному капиталу, с его тенденцией раста щить государственное достояние, надо было противопоставить более действи тельные меры контроля, чем последующая проверка денежной отчетности; надо было зорко следить за всем ходом развития НЭП'а и во время учесть его ре: зультаты в народном хозяйстве. Поэтому задачи инспектирования должны были остаться и при НЭП'е, как ровно в полном об'еме должны были быть сохране ны все прежние позиции РКИ. Жизнь продолжала, однако, с них сбивать. Институт делегированных таял, а с ним и задача инспектирования теряла свою опору; необ'ятность функций РКИ, остававшаяся незыблимой, очевидно, была непосильна для сокращенного аппарата Инспекций. Поэтому, разрешение кризиса в дальнейшем должно было пойти в поисках утерянной опоры и органичении задач РКИ пределами действительно ценного и неотложно нужного. Это были главнейиме пункты, которые требовалось раз решить, так как иначе вся работа РКИ была обречена идти на „холостом ходу". Необ'ятность задач распыляла сили Инспекции и не давала возможности делать ценные вклады в обще-советское строительство, а без надлежащей опоры во вневедомственных слоях реализация ревизионных материалов, даже серьезных и продуманных, встречала непреодолимое сопротивление ведомств, до которых касались ревизионные предложиния РКИ. Поиски опоры в работе РКИ нача лись еще тогда, когда Наркоматом формально утверждалось явно шедшее к ликвидации рабочее представительство и проповедызался „универсализм" pai бот. Констатируя слабость работ органов РКИ, Коллегия (2 сент. 21 г.) прихо дила к выводу, что: „все больные вопросы РКИ упираются в один больной вопрос—недостаток крупных партийных сил; без разрешения этого основного вопроса все попытки к улучшению дела останутся безрезу-штатными". Позднее, в постановлении Коллегии (3 марта 22 года) был сделан пераый шаг в направ лении разрешения кризиса. В области ревизионных работ, взамен непосред ственного участия в работах РКИ широких слоев трудящихся, было предложено „перенести центр тяжести с непосредственного привлечения путем -выборов на другие способы—деловой контакт с профсоюзами, ячейки содействия и особен но массовые обследования." Далее был провозглашен принцип отказа от всякой мелкой работы, в денежной ревизии предложено было проверять документаль ную отчетность лишь выборочно и попутно с производством фактических реви зий. На первое место была выдвинута „инспекционная работа по проведению плановых обследований важнейших отраслей хозяйства в общегосударственном масштабе, с преимущественной цеаью проверки новых, только еше реализую щихся законодательных мероприятий и внесения в них соответствующих кор рективов". Кризис, как будто, разрешался по правильному пути, но жизнь пошла, однако, на так, как этого хотелось. Усиление Комиссариата крупными партийными силами на деле не осу ществилось совершенно, деловой контакт с профсоюзами также совсем не удал ся—поэтому и инспекционная надстройка над ними не получила никакой опоры. При этой беспомощности инспекционного направления—его антитеза „контроль" имел все шансы укрепить свои позиции. И это укрепление действительно кача лось. В отдельных Инспекциях стали затрачиваться значительные силы на про изводство работ по документальной ревизии, началась борьба с подотчетными органами за представление в РКИ денежных отчетов, стали пред'являться требования о начетах на распорядителей кредитов. Наиболее резко победа контрольного направления выразилась на Украине, где РКИ была преобразо вана в Государственный Контроль (26 июля 22 г.) С другой стороны, сторонники инспекционного направления,—в поисках вневедомственной базы под инспекционную работу РКИ и учитывая крах соз дания под ней широкого пролетарского базиса и тщетность надежд на уком
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2