Годовые итоги Сибири 1922-1923

так, как в силах ее вести, соответственно знаниям, опытности и желанию учи­ теля и в прямой зависимости от запаса учебников и пособий. В одной из школ Томской губернии нет даже классной доски и ученнеки пишут на печке. ‘ Составленные программы не удовлетворительны и опаздывают часто на полгода. Имеющаяся в Губоно инспектура не проявила какой либо деятельности в этом отношении, и результатов этой работы добиться было нельзя. Так, в Омской губернии, РКИ специальным заданием обследовала этот вопрос и нашла, что, например, у Губинспектора тов. Федоровой нет никаких отчетов о ее работе, нет даже журнала, куда она будто бы вносила результаты своих посещений школ. Найти этот журнал РКИ не удолось. Материальная база ОНО в Сибири не достаточна дажа для удовлетворения самых насущных расходов. В ыплата жалования учащимися производится с большими запозданиями и без учета курсовой разницы. ОНО принимает ряд мер для улучшения материальной базы. Часть школ переведена на местные средства, на содержание хозорганов и сельских обществ, по особым договорам. Для оценки результатов последнего метода пока нет еще ревизионных матери­ алов, но есть не мало примеров недоброжелательного отношения крестьянства к системе сдачи школ по договорам сельским обществам, например, в Щеглов- ском уезде Томской губернии к заключению договоров на школу отнеслись враждебно, и Губоно должно было прибегнуть к помощи Губисполкома. Положение дела с Детдомами весьма печальное. Обследования целого ряда Детдомов говорят о неприспособленности занимаемых Детдомами помещений, об ужасном санитарном их состоянии не только в Детдомах ОНО, но и в шеф­ ских. Помещения тесны. Там, где дом расчитан на 40-50 человек, РКИ нашла до 100 и более, нет хозяйственного инвентаря, коек, постельного белья, дети спят в повалку. Водном Детдоме Алтайской губернии на 150 человек 10пальто. Томская ГУБРКИ указывает, что в детдомах недостает обуви на 50 проц., по стельного белья до 40 проц., нательного белья до 60 проц. Профтехническоб образование. Фабричный рабочий район по всей Томской губернии имеет до 30 школ всех ступений с учащимися до 1.700 человек при 200 учащих. Процент учащихся падает на рабочих, 56 проц., крестьян 20 проц., служащих 17 проц., прочих 7 проц. В Иркутской губернии имеется 16 школ с 1 900 чел. учащихся при 230 учащих. Главный процент учащихся—43 проц. па­ дает на крестьян, 19 проц; падает на рабочих. В Омской губернии имеется 6 школ при 850 учащихся и 120 учащих, при чем процент учащихся распре­ деляется: на рабочих—12 проц., крестьян—31 проц., служащих—54 проц. и прочих—3 проц. Помещения школ Профобра в большинстве случаев нуждаются в капиталь­ ном ремонте. За отсутствием средств, в Омске Коммунотделом запечатаны 9 комнат в здании Политехникума, готовых разрушиться и опасных для жилья. Контингент учительского персонала в Профобре более квалифицированный, чем в школах Соцвоса. В Иркутской губернии, например, из числа учителей технических школ с высшим образованием до 65 проц., а в Алтайекой—до 90 проц. Но и квалифицированные учительские силы часто безсильны помочь в борьбе с технической безграмотностью населения при недостатке учебников по специальностям, чертежей, планов, инструментов и т. д. Подобная картина развернулась и при обследовании школ НАЦМЕНА, об'единязших собою украинцев, немцев, киргиз, татар и т. д. Политпросветительная работа по Сибири ведется по раскинутой сети парт­ школ, библиотек, ликвидпунктов, клубов, театров, кино и т. п. За последнее время указанная сеть учреждений политпросветительной работы потерпела сильное сокращение: Губерния. 1921 г Ом ска я ........................... 3600 Алтайская . • • . . . . — Иркутская ...........................— Новониколаевская . . . — 1922 г. 1923 г. 123 185 2247 393 751 202 426 371

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2