Годовые итоги Сибири 1922-1923

27, 9 проц. В отношении мяса Омская контора выполнила 57, 2 проц., Алтай­ ская—39 проц., Енисейская—59 проц., Иркутская—55 проц. и Новониколаевская— 93,6 проц. Такие, сравнительно малые, заготовки Хлебопродукта отнюдь нельзя об'яснить полным отсутствием средств. Если взять обороты некоторых отделений, то приходится поражаться их бездеятельностью. Так, Балаганское отделение, имея рессурсов на 268.000 руб., заготовило лишь на 6.410 руб. Те товары, кото­ рые имеют спрос у крестьян и легко ими обмениваются на сел.-хоз. продукты, как: соль, керосин, порох и др.—часто продавались в частные руки или пере­ давались для продажи в свои розничные магазины, расположенные в губернских города ч. Постановка учета и отчетности не удовлетворяла всем тем требованиям, которые можно пред'явить к Хлебопродукту, как торговому учреждению. Учет товаров велся в совзнаках, что, при постоянно изменяющейся кон'юнктуре цен, весьма затрудняло работу бухгалтерии и мешало выявлению результатов деятель­ ности. Но, независимо от этого, сама бухгалтерия имела целый ряд дефектов, как—отсталость записей, непредставление в срок отчетов и т. п., которые отнюдь не связаны непосредственно с ведением счетоводства в совзнаках. После доклада Сибревкому, последний обязал Сибхлебопродукт предста­ вить на обсуждение Сибревкома организационный и оперативный план на 1923/24 г., который должен быть предварительно проработан в комиссии по внутренней торговле (протокол Сибревкома № 955). Ревкзия Торгово-Промышленных Представительств была произведена в мае- июле 1923 г. К этому времени в Сибири насчитывалось 57 представительств от 27 торгово промышленных организаций. Обследовано было из них 41 или "73 проц. Обследование коснулось, как организационной стороны, так торгово- заготовительной и постановки учета. Стремление промышленных центров развернуть сеть своих аппаратов по Сибири обусловливалось экономическим положением последней: помимо видов на широкий потребительский рынок, Сибирь притягивала к себе, как край бога­ тый разнообразным сырьем и ценной пушниной, поэтому, среди большинства представительств проводилась, наравне со сбытом товаров, заготовка произ водственного сырья, экспортных товаров и продовольствия. Организационная страна страдала рядом недостатков. Не редки случаи совместной торговли в одних и тех же городах трестов и об‘единяющих их син­ дикатов на основе взаимной конкуренции. Образовав свои представительства, центральные Правления не отказывались от непосредственных сделок с Сибирью и тем умаляли значение представительств, уменьшая их торговый оборот. Связь представительств со своим центром оказалась весьма слабой, зачастую эта связь ни письменным, ни личным инструктажем не поддерживалась, и пред­ ставительства были предоставлены самим себе, Обычно указания Центра орга­ низовались сообщением на места прейс-курантских цен и последующих их изменений. В оперативной области никаких определенных планов торговой деятель­ ности у представительств не было, они даже не сумели создать себе более или менее определенной и устойчивой клиентуры. Торговые сделки носили случай­ ный характер. С частными лицами было заключено сделок до 42 проц., с гос- органами—41 проц., с кооперацией всего 17 проц. от общего оборота. Многие представительства, кроме сбыта товаров своего производства, отвлекались куп­ лей-продажей других, случайных товаров, ничею общего не имеющих с их основной торговлей, причем этот универсализм иногда приносил им даже убы­ ток. Стремясь форсировать сбытовые операции, представительства начали ин­ тересоваться розничной торговлей и открывать розничные магазины. Послед­ ние, отвлекая силы и средства, в конечном итоге не оправдали надежд, весьма мало увеличили сбыт, принося ничтожную прибыль, а нередко—убыток. Мно­ гие представительства были открыты без предварительного ознакомления с ме­ стным рынком и его запросами. В силу чего, понавезли в Сибирь таких това­

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2