Годовые итоги Сибири 1922-1923
Помимо этих обстоятельств, в деятельности Хлебопродукта, как с организацион ной стороны, так и с оперативной, был допущен целый ряд дефектов и ошибок. В отношении аппарата Губконтор., Центр повел политику указания лишь общих деректив, совершенно справедливо полагая, что построение аппарата на местах зависит от разных местных причин, обусловливающих размеры и на правление торговой деятельности. На практике получилось иное. Не обследо вав районов, Губконторы начали организовывать свои аппараты. Омская кон тора, например, не выработав плана действия, сразу же широко развернула сеть своих отделений и создала такой громоздкий и мало подвижный аппарат, что чуть-ли не на второй месяц своего существования вынуждена была начать свертывание. Иркутская контора действовала более осмотрительно, но в то же время недостаточно продуманно, расположив густой массой свои отделения по линии железной пороги. Вследствии этого, многие районы, интересные в смыс ле заготовок (как Тункинский, Иланский) оставались вне сферы влияния Хле бопродукта; Ллтайская контора подошла к организации своих отделений до вольно своеобразно, сразу же обратившись к посредничеству контрагентов, именуемых Уполномоченными и работавших на договорных началах. В прочих губерниях, если и не было допущено грубых ошибок в организационной части, то все они имели очень большое количество отделений и факторий (так в Енисейской Губконторе—55), часто не согласованных с размерами заготовок и ложившихся лишь тяжелым бременем на расходы. Штаты Хлебопродукта вообще большие. В Енисейской Губконторе число сотрудников доходило до 380, в Омской—до 300, в Алтайской—до 324 человек, а всего по Сибири до 1.500 человек. В среднем, на каждого сотрудника выхо дило заготовленных продуктов в Енисейской губернии 1*/2 тысячи пудов и 600 единиц пушнины, в Омской около 2300 пудов. При таких штатах и слабых заго товках, накладные расходы ложились неимоверно дорого на стоимость купленных продуктов. Так, по Усть-Удинскому отделению—свыше 25 проц.; в Омской губ. по Губконторе в феврале—12,33 проц., а в марте—28 проц.; в Новониколаев ской конторе—даже до 42 проц с б проц. уравнительным сбором. Таким образом, можно признать, что аппарат Хлебопродукта организован не коммерчески, штаты были раздуты и не сообразовались с размерами заго товок. Нельзя не отметить и неудобства совместительства должностей доверенных Хлебопродукта с Зав. Заготконторами и Упродкомиссарами. Занятые ударной работой по взиманию налога, Уполномоченные Хлебопродукта не могли уделить достаточно внимания заготовкам хлебопродуктов, что и констатировано в целом ряде мест, где часть продовольствия прошЛа мимо Хлебопродукта, попав в руки частных скупщиков. Самые работники на местах не всегда соответствовали своему назначению, часто приглашались для хозяйственной деятельности лица малоопытные, а иногда и совершенно неподходящие. В некоторых отделениях в течение 10-ти месяцев сменилось 3—4 Уполномоченных, что не могло не отразиться на работе аппарата в отрицательную сторону. Средства, которыми обладали Губконторы, были недостаточны, а товары по ассортименту не удовлетворяли потребностям крестьян. Так, например, име лись плуги с недостачей некоторых частей, ходки и телеги весьма низкого качества, старые самовары и швейные машины, требующие ремонта и т. д. Помимо этих товаров, в отделения посылались и такие, как импортная ману фактура, неходовые сорта железа, что влекло за собою увеличение накладных расходов и оставляло значительную часть капитала вне оборота. В силу озна ченного, места, при ограниченности средств и ходовых товаров, не знали, как и на что заготовлять; в их работе не значилось ни плана, ни системы; сами заготовки носили характер случайных операций. Осенний заготовительный сезон в значительной степени можно считать упущенным. В отношении заготовки хлеба конторы справились так: Енисейская заготовила 83,6 проц. задания, Иркутская 84 проц., прочие же очень мало: Ллтайская—23,3 проц., Томская—
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2