Вся Сибирь со включением Уральской области
Название грузов. (в тысячах пудов). Хлебные . . . . .............. Мясо, птица, дичь . . . . Масло............................ Сало................................. Р ы б а ............................... Шкура и к о ж и .............. Шерсть.............. .. Меховой товар................ Лесной товар и дрова . . Я й ц а ............................... следующие итоги по главным товарам: Название грузов. Ч ай .................................................................. С о л ь .............................................................. Сахар ............................................................. Металлы, машины и металлические изделия Мануфактура ................................................. Стекло и посуда............................................ Спички..................................... ... ....................... Табак .............................................................. 61.435 103.187 3.661 6.595 5.265 4.734 199 537 880 1.451 1.085 1.171 922 867 315 200 19.662 21.011 333 — : пудах, то он за те ? 3—1914 г. 1915-1916 2.301 2.171 961 2.124 3.713 4.432 8.461 6.520 1.325 1.323 659 386 134 129 476 550 Все грузы . . . 18.030 17.635 По весу почти половину всех грузов составляли металлы и металлические изделия; за ними следует чай и сахар и дальше мануфактура. Тот же источник показывает нам и места назначения главного предмета сибирского вывоза—хлеба. Таковыми являлись Прибалтийские губернии, центрально-промышленные и северо-восточные губернии, или иначе северная половина Европейской России. Между нею и южною половиною Европейской России сибирские грузы распределялись чрезвычайно неравномерно. Южная Россия получала только 1/20 долю северной. Равным образом и порты Беломорские и Балтийские брали на себя гораздо больше сибирских хлебных грузов для переотправки за границу, нежели порты Черноморские и Азовские. Несмотря на то, что, по свидетельству всех исследователей, ярмарочная торговля в Сибири с проведением железных дорог все более и более падает, что коми-вояжеры, р а з ’- езжая теперь по Сибири, дают возможность постоянных заказов на новые товары взамен прежних сезонных ярмарочных закупок и что сибирские оптовики сами ездят в производ ственные центры для сделок помимо ярмарок,—исследователь сибирской торговли Ога- новский в своем труде «Народное хозяйство Сибири» говорит, что мелкие ярмарки суще ствуют в Сибири в большом числе, что в Западной Сибири, например, в Тобольской губернии, не менее 260 ярмарок и 176 торжков, в Томской (с Алтайской)—449 ярмарок, что свыше 100 ярмарок имеется и в Акмолинской области, север которой прилегает к магистрали. В обла стях, менее связанных с магистралью, число ярмарок меньше:например, в Семипалатинской области—29, в Енисейской—28. На ярмарках чаще всего происходит сбыт скота и скотского сырья; хлебная же торговля ведется на пристанях, у станций и на базарах. Характеризуя современное состояние внутренней сибирской торговли и ближайшие ее задачи, бюллетени Госплана (выпуск I—II, Москва, 1924 г.) сообщают, что за последнее десятилетие с его почти непрерывными войнами Сибирь, как сырьевая база, была в значи тельной мере разрушена. Сократилась на 40% посевная площадь, уменьшилось и ухудшилось стадо и крестьянское хозяйство пришло в упадок. Эти причины вызвали резкое понижение сырьевых заготовок (заготовка масла, например, с 5 мил. пуд. до 200 тыс. пуд.) и тем са мым—не менее резкое сокращение емкости рынка сбытовой торговли. Лишь за последние 1922—1923 г.г. наметилась тенденция к перелому состояния крестьянского сибирского хозяйства: растет посев, оправляется стадо, а вместе с тем возрождаются и заготовитель ные операции. В этом отношении особые надежды вселяет возрождение маслоделия, рост
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2