Вся Сибирь со включением Уральской области

с 13.000 до 60.000 душ населения. Еще далее к востоку по магистрали Омск, лежащий на бе­ регу Иртыша, заканчивает район этих трех центров, имеющих перед собою огромные перспек­ тивы сельско-хозяйственной продукции и торговли. В 1916“ г. из Петропавловска было вывезено 10 мил. пуд. хлебных грузов и из Омска тех же грузов 22 мил. пудов. Скотоводче­ ский район, окружающий все три названные города, снабжает их равным образом и скот­ ским сырьем, а в то же время делает Омск центром ввоза сельско-хозяйственных машин из Европейской России. Омск растет также чрезвычайно сильно и с 1897 по 1923 г.г. возрос с 53.000 жителей до 101.000 жителей. Едва-ли не самым разительным примером быстрого роста торгового центра Сибири является однако Новониколаевск. Когда автор настоящей статьи был на месте нынешнего Новониколаевска в 1898 г., там стояло лишь несколько небольших избенок, переселенческий пункт и несколько палаток Красного креста. В 1923 г., т.-е. через 26 лет после этого; в Новониколаевске насчитывалось уже 70.000 жителей, к нему подвозилось по Оби до 6 мил. пуд. муки и по железной дороге в 1916 г. 12,5 мил. пуд. В сфере непосредственного экономического тяготения Новониколаевска находится территория с 1,2 мил. жителей, 1,1 мил. десятин посевов и 1,7 мил. голов крупного скота. К Новониколаевску же тяготеют два торговых центра Алтайской губернии,—Барнаул и Бийск. Первый из них имел в 1923 г. 72.000 жителей и экспортирует до 4 мил. пуд. хлеба, имеет довольно развитые пимокатный и овчинно-шубный промыслы и располагает крупною фабрикою этого рода промышленности, принадлежавшею Закупсбыту. Бийск с населением в 1923 г. 40.280 жит.—известный центр по торговле с Западной Монголией и головной пункт для пароходного движения по Оби. Отсюда в Монголию ведут три пути. Как хлебный и скотоводческий центр, Барнаульско-Бийский район является одним из самых многообещающих в Сибири. В Барнаульском округе проживают до 604.000 жи­ телей, имеющих столько же десятин посева и до 700.000 голов скота. В Бийском районе до 609.000 душ, столько же десятин посева и до полутора миллиона голов скота. Неуди­ вительно поэтому, если сельско-хозяйственная промышленность с маслоделием и сыро­ варением во главе, развивается здесь быстрым темпом и если спрос на с.-х. машины так­ же показывает сильный рост. Красноярск, расположенный на Енисее, представляет собою центр аналогичный с Новониколаевском. Он также быстро растет, увеличив свое население с 25.000 в 1897 г. до 58.000 душ в 1923 г. Он служит собирательным и распределительным пунктом всех грузов приходящих по Енисею, и имеет в своем районе плодородный округ Минусин­ ский связанный с ним железнодорожной веткой, привозящей в Красноярск хлеб в зерне, кожи, шерсть и другое сырье. Минусинский округ прилегает к богатому Урянхайскому краю, откуда получает значительное количество сырья. Торговые центры Восточной Сибири под влиянием революции и гражданской войны обнаруживают, наоборот, понижение численности населения. Так например: Города. 1898 г. 1910—11 г. 1918 г.1923г. Иркутск............................................. 51,5 т. ж. 108 т. ж. 90 т. ж. 88 т. ж. Верхнеудинск................................... 6,5 т. ж. 15 т. ж. 29 т, ж. 21 т. ж. Чита ....................................................11,5 т. ж. 68 т. ж. 55 т. ж 60 т. ж. Благовещенск................................... — 70 т. ж. — 57 т. ж. Николаевск-на-Амуре..................... — 16 т. ж. 39 т. ж. 5 т . ж. Владивосток...................................... — 91 т. ж. 130 т. ж. 106 т. ж. Такое падение населения мы должны, однако, признать зависящим от случайных обстоятельств. Если принять во внимание упорный рост этих городов до мировой войны, то можно быть уверенным в том, что экономические центры русского Дальнего Востока в дальнейшем будут расти и множиться по мере развития торгово-промышленного положе­ ния страны и проведения новых железных дорог. Общий размер внутреннего товарообмена Сибири всего точнее может быть понят из цифр грузооборота Сибирской ж. д., так как процент товаров, минующих Великую магистраль II поступающих на внутренний рынок, в общем очень незначителен. Если мы посмотрим на отправление из Сибири главных грузов по Сиб. ж. д., то увидим, что в среднем в год они равнялись за 1900—1904 г.г. 25 мил. пуд., за 1913—1914 г .г .—93 мил. пуд.и 1915—1916 гг.— 139 мил. пуд. Экспорт главных сибирских грузов за последние годы перед войной возрастал в еле- Дующих размерах:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2