Вся Сибирь со включением Уральской области

Эти цифры уже дают нам отчетливое представление о том серьезном развитии внутрен­ ней торговли Сибири и товарообмена ее с Европейской Россией, которое обнаружилось в первые же годы после проведения магистрали. Было много и других обстоятельств, кото­ рые способствовали развитию внутренней и внешней торговли Сибири. Из таковых нужно отметить следующие: Постройка Китайско-Во сточной железной дороги связала сибирскую магистраль через Манчжурию с Владивостоком и тем способствовала развитию сибирского товарообмена как с Манчжурией, так и с дальневосточным портом. Закрытие порто-франко во Влади­ востоке ограничило привоз иностранных товаров через эту гавань и тем способствовало усилению сбыта в Сибири продуктов русской промышленности и укреплению связи рус­ ского и сибирского рынков. Открытие северного морского пути по Ледовитому океану спо­ собствовало оживлению транспорта сибирских товаров-по главнейшим рекам на север и уси­ лению внешнего товарообмена Сибири. Проникновение германских меховщиков в Мон­ голию и развитие ими здесь тарбаганьего (сиркового) промысла способствовало направле­ нию грузов через Сибирь в Лейпциг и развивало внешнюю торговлю Сибири. Перевозка китайского чая через Владивосток, Манчжурию и Сибирь обеспечивала сибирской магистрали значительное количество грузов и способствовала развитию чайной торговли на всем про­ тяжении Сибири. Развитие маслоделия в Западной Сибири давало прочный продукт для сибирского товарообмена с Западной Европой с перспективами неуклонного его развития. Необходимость развития культуры хлопка в Туркестане и снабжение населения последнего пшеницею из Сибири намечало самые широкие перспективы торговле между Сибирью и Тур* кестаном и создало уже проект туркестано-сибирской ж. д. от г. Ташкента на г.г. Верный,. Семипалатинск, Барнаул и далее на соединение с сибирскою магистралью. Изыскание этого пути, длиною в 2.500 верст и стоимостью сооружения в 220 милл. руб., уже производились в 1906—1907 г.г. Все эти условия, обрисовавшиеся в первое же десятилетие после окончания Великого Сибирского пути, сулили торговле Сибири самое серьезное развитие, продолжая оказывать свое благотворное влияние на рост сибирского товарообмена до мировой войны. II. Внутренняя торговля. Знатоки экономики Сибири П. М. Головачев в своем труде «Сибирь» и Н. П. Оганов- ский в сочинении «Народное хозяйство Сибири» устанавливают, что проведение сибирской магистрали повлекло за собою глубокое изменение во всем строе сибирской торговли: во-пер­ вых, появилось гораздо больше, чем раньше, средних, мелких и мелочных торговцев, рабо­ тающих не через крупные фирмы, а самостоятельно получающих товар из России, благодаря чему между торговцами началась конкуренция; во-вторых, самые крупные фирмы по боль­ шей части распылились; в третьих, появились новые более мелкие товаро-распределительные центры,раньше же такими центрами были только губернские города,а теперь стали мелкие уездные города и даже села; в четвертых, на крупных ярмарках сильно сократились обороты, зато выросло много мелких. Торговля Сибири находится ныне еще в таком состоянии, когда главную роль играют в ней города, как собирательные и распределительные торговые центры, расположенные обыкновенно по линиям железных дорог или по речным путям. Вокруг этих городов обыкно­ венно располагаются обслуживаемые ими районы, причем по размерам товарооборота данного города можно судить и о значении товарооборота района. Если мы посмотрим на Сибирь с запада, то первым видным торговым центром в ней доселе останется Тюмень, которая, как и раньше, служит складочным местом для водных грузов Сибири, продвигающихся на Пермь-Котласскую железную дорогу. По этой западной границе Тюмень и Челябинск являются главнейшйми торговыми пунктами для ввоза и вы­ воза Сибири. После них к востоку по сибирской магистрали чрезвычайно быстро выделился в коммерческом отношении Курган, чрезвычайно счастливо расположенный при пересе­ чении рельсовым путем реки Тобола на плодородной равнине, предназначенной самою природою для сельско-хозяйственной культуры, крупный центр маслодельной промышлен­ ности, ныне быстро завоевывающий свое прежнее положение. Кроме маслоделия, здесь крупный скотопрогонный пункт, где убивается в год 40.000 голов скота. За 20 лет, с 1897 по 1917г.г., Курган вырос с 10.000 жителей до 35.000. Соперничает с Курганом за последнее время недалеко отстоящий от него на восток г. Петропавловск, возросший с 1897 по 1918 г.г.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2