Вся Сибирь со включением Уральской области
ною тундрою и лесной покров ее бедный, средняя же и южная части острова покрыты по большей части хвойным лесом, хотя в долинах встречаются и лиственные леса . Пихта, ель и даурская лиственница составляют главнейшие хвойные породы, а и з лиственных встречаются: береза, ольха , осина, душистый топ ол ь /н ескол ько видов и вн як а , рябина , черемуха; в южной же части острова: клен ,.дикая вишня, вяз , дуб, пробковое дерево и ни зко рослая порода бамбука. Ягодные кустарники имеются те же , что и в Сибири. Фауна Сахалина такж е однородна с восточно-сибирскою. Здесь живут заяц -беляк , волк и северный олень—в тундрах северной части Сахалина. В лесах же средней и южной части острова встречаются: бурый медведь, ры сь , соболь, кабарка , россомаха и горностай. Царство пернатых, пресмыкающихся и земноводных—то же, что и в прилегающей части Азиатского материка. Сравнительную бедность фауны на суше восполняет на Сахалине большое богатство обитателей морей. Прибрежные воды кишат здесь лососевыми породами, сельдью, треской и т. п. По берегам Сахалина проживают сивучи, тюлени, моржи и морские котики . Эти рыбы и животные служили исконным средством пропитания островитян в гораздо большей ^степени, нежели звери тайги или тундры. Аборигенами или во всяком случае древнейшим населением Сахалина являю тся четыре восточно-сибирских племени: айну , тунгусы , орочи и гиляки . Они и до сего времени про живают в тяжелых условиях острова, приспособившись к его климату и укладу , но не обна руживая тенденций ни к приросту, ни к культурному развитию. Айну когда-то были мощным племенем, заселявшим не только Сахалин, но и всю Японию. Пришедшее приблизительно за 700 лет до Р . X. на Японские острова племя Ямато начало немедленно борьбу с айну . Борьба эта длилась целый ряд столетий, при чем японцы немилосердно истребляли айну и не успокоились до тех пор, пока от этого мощного пле мени осталось не более 20.000 душ, проживающих ныне на северном японском о. Хоккайдо и на Карафуто. Следы айну-японской борьбы до сего времени сохранились в Японии , и в се верной части главного острова Хондо или Хонсю можно видеть еще груды костей айну, избитых японскими армиями более чем 1.000 лет назад. Около города Мориока в про винции Рикуцю имеется, например, так называемый аинский вал (Эдзонори), содержащий в себе кости избитых айну . Это—подвиг японского военачальника Саканоэ-но Тамурамаро, истребившего в конце V I I I и начале IX века огромное количество айну и ставшего почти легендарным существом в Японии. Нынешние сахалинские айну — немногочисленное племя спокойного, радушного х а рактера , обычно чуждающееся всех культурных людей, но с людьми, умело к ним подхо дящими, ласковые и доверчивые. Они живут в деревянных юртах, оседло, немногочислен ными деревнями. Занимаются, охотой и, главное, рыбною ловлей. Во время хода рыбы они заготовляют себе запасов на круглый год и тем существуют. Религия их первобытна, сво дится к анимизму и шаманству. Особенно распространено почитание медведя, которому оказывают почти божеские почести. Но это не мешает айну на специальных праздниках убивать медведей и пожирать их мясо целой коммуной после убийства, напоминающего собою по обрядам принесение зверя в -жертву. Гиляки населяют средний и северный Сахалин к северу от зал . Терпения. Это чисто тунгузское племя, родственное проживающим в низовьях Амура и в Охотско-Камчатском крае гилякам. Юрты и х строятся, как и у айну , из дерева, но гораздо более теплы и п р ак тичны. Многое они переняли уже у русских , внеся некоторые усовершенствования в свои постройки и обстановку. Прежде гиляки одевались обычно в платье, шитое из рыбьих кож , но теперь в большинстве случаев пользуются мануфактурой. Гиляки содержат собак для передвижений. Кормят и х заготовляемою и з рыбы «юколой». Сами занимаются, к ак и айну, охотой и рыбной ловлей. Г и л я к и— народ гораздо более общительный и легче приспосо бляющийся к новым условиям жизни , чем айну , а потому они не имеют тенденции к выми ранию. Третьим племенем., проживающим на Сахалине, нужно считать орочей, иначе называе мых орочонами, ороками или ольчами, встречающихся в долинах рек Тыми и Пороная. Это— остаток когда-то сильных тунгусов, ныне вымирающих. «Орочоны,—пишет П. Ю. Шмидт,— являются поистине страшным примером вырождения под влиянием цивилизации. Иногда ореди целого селения не находится ни одного вполне здорового и нормального на вид
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2