Вся Сибирь со включением Уральской области

2.041, русских—45.269 и прочих—819. В процентном отношении алтайцы составляют 41,99,. киргизы 2,46, русские 54,57 и прочие 0,98%. Грамотность в процентном отношении к общему количеству населения можно приблизительно по имеющимся данным определить следующим образом: алтайцев 3% , русских 10%; неграмотные составляют 86%. В отношении расслоения ойратского и русского населения по области картина пред­ ставляется следующая: русское население разбросано почти по всей области, при чем нуж ­ но сказать, что заселение русского населения происходило бессистемно. Русские пришельцы анархическим путем захватывали лучшие земельные угодья, алтайское население, неспо­ собное бороться с этим в силу хозяйственно-бытового уклада жизни и культурной отста­ лости, оттеснялось вглубь ущелий на неудобные земельные участки, что развивало на почве земельных отношений громадный антагонизм между русскими и алтайцами; но на стороне русского населения были власть царя и нагайка урядника, и этот антагонизм утаи­ вался и нарастал в сердцах той и другой стороны, пока, наконец, под благовидным пред­ логом не вылился наружу массовым избиением алтайцев с благословения попов в Келей- ской долине во время их массового моления, при чем избиваемых полудиких алтайцев обви­ нили в-замыслах восстания против царя. Теперь это далекое тяжелое прошлое волею Ок­ тября отошло в область забвения, и нормальные отношения на основе братского сотруд­ ничества в восстановлении хозяйства и строительства новой жизни начинают налаживаться. Угар гражданской войны, поддерживаемый белогвардейской авантюрой, прошел. Дух антагонизма хотя и вылился в чрезвычайно уродливые формы и глубокие следы его все еще чувствуется как в хозяйстве Ойрата, так до некоторой степени и в культурной избе русского, но руки с обеих сторон протянуты уже в знак полного примирения, и националь­ ная вражда скоро совершенно исчезнет. Таким образом, как уже было сказано, большие поселения русских сосредоточены главным образом в пригодных для земледелия районах; для примера укажем хотя бы на Уймонский район и русские села по головной части Чуйского тракта до Онгудая вклю­ чительно. Из русских поселений заслуживают внимания поселения старообрядцев, имею­ щих свою историю, как особая религиозная секта, в течение многих лет подвергавшаяся всевозможным притеснениям со стороны монархического правительства за свои религиозные убеждения. Старообрядцы, гонимые при Екатерине Великой и во времена протопопа *Авва­ кума, в поисках так называемой «белой води» укрылись в глухих углах горного Алтая, ища защиты от законов царского правительства в природных громадах Алтайских гор и окрестных ущелий. В крестьянской среде их называют «кержаками», по прежнему их. месту жительства по р. Керже, притоку Волги (кержанцы). Старообрядцы живут весьма зажиточно и сильны крепкой внутренней спайкой. Дореволюционное их отношение к ойрату было возмутительное: старообрядец не пускал алтайца дальше порога своей избы и , счи­ тая его «поганью», не давал ему своей чашки. Теперь положение несколько меняется, по­ скольку молодое поколение постепенно втягивается в комсомольскую работу и так или иначе имеет возможность влиять в своей семье на старые семейные устои и взгляды. Переходя теперь к описанию расселения алтайских племен, нужно сказать, что, по данным исследователей Алтая, всю горную часть Алтая, за исключением его северо-восточной части и южных склонов Катунского и Чуйского хребтов, занимают так называемые алтай­ ские горные калмыки, хотя с этим названием трудно согласиться, так как калмыки далеко стоят по своему происхождению от алтайцев—выходцев когда-то большого ойрато-хакас- ского царства, водворившихся на отрогах Алтайских гор после распада чингизхановского царства. Алтайцы в разных местах области известны под разными названиями: собственно алтайцев, теленгитов или двоеданцев, живущих по правую сторону р. Катуни и на востоке по Чуе, Аргуту, Каракему, Башкаусу, Челушману и юго-восточному берегу Телецкого озера!(двоеданцами они названы за то, что до 1865 г. платили дань одновременно и России, и Китаю), телеутов, телесов, кумандинцев, туба, черневых татар (северо-восточная часть области), сойотов и шорцев (Кузнецкий уезд). Названия эти указывают на родовое проис­ хождение этих племен (обок). Это родовое происхождение твердо хранится в памяти алтайца и по традиции передается от отца к сыну, и трудно найти алтайца, незнающего своего рода, а если обруселый алтаец забывает своих предков и при встрече со своим одноплеменником при взаимных приветствиях не назовется, какого он рода, то теряет авторитет в глазах коренного алтайца и лишается его уважения и доверия, ибо, по понятиям алтайца, трудно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2