Вся Сибирь со включением Уральской области
2.041, русских—45.269 и прочих—819. В процентном отношении алтайцы составляют 41,99,. киргизы 2,46, русские 54,57 и прочие 0,98%. Грамотность в процентном отношении к общему количеству населения можно приблизительно по имеющимся данным определить следующим образом: алтайцев 3% , русских 10%; неграмотные составляют 86%. В отношении расслоения ойратского и русского населения по области картина пред ставляется следующая: русское население разбросано почти по всей области, при чем нуж но сказать, что заселение русского населения происходило бессистемно. Русские пришельцы анархическим путем захватывали лучшие земельные угодья, алтайское население, неспо собное бороться с этим в силу хозяйственно-бытового уклада жизни и культурной отста лости, оттеснялось вглубь ущелий на неудобные земельные участки, что развивало на почве земельных отношений громадный антагонизм между русскими и алтайцами; но на стороне русского населения были власть царя и нагайка урядника, и этот антагонизм утаи вался и нарастал в сердцах той и другой стороны, пока, наконец, под благовидным пред логом не вылился наружу массовым избиением алтайцев с благословения попов в Келей- ской долине во время их массового моления, при чем избиваемых полудиких алтайцев обви нили в-замыслах восстания против царя. Теперь это далекое тяжелое прошлое волею Ок тября отошло в область забвения, и нормальные отношения на основе братского сотруд ничества в восстановлении хозяйства и строительства новой жизни начинают налаживаться. Угар гражданской войны, поддерживаемый белогвардейской авантюрой, прошел. Дух антагонизма хотя и вылился в чрезвычайно уродливые формы и глубокие следы его все еще чувствуется как в хозяйстве Ойрата, так до некоторой степени и в культурной избе русского, но руки с обеих сторон протянуты уже в знак полного примирения, и националь ная вражда скоро совершенно исчезнет. Таким образом, как уже было сказано, большие поселения русских сосредоточены главным образом в пригодных для земледелия районах; для примера укажем хотя бы на Уймонский район и русские села по головной части Чуйского тракта до Онгудая вклю чительно. Из русских поселений заслуживают внимания поселения старообрядцев, имею щих свою историю, как особая религиозная секта, в течение многих лет подвергавшаяся всевозможным притеснениям со стороны монархического правительства за свои религиозные убеждения. Старообрядцы, гонимые при Екатерине Великой и во времена протопопа *Авва кума, в поисках так называемой «белой води» укрылись в глухих углах горного Алтая, ища защиты от законов царского правительства в природных громадах Алтайских гор и окрестных ущелий. В крестьянской среде их называют «кержаками», по прежнему их. месту жительства по р. Керже, притоку Волги (кержанцы). Старообрядцы живут весьма зажиточно и сильны крепкой внутренней спайкой. Дореволюционное их отношение к ойрату было возмутительное: старообрядец не пускал алтайца дальше порога своей избы и , счи тая его «поганью», не давал ему своей чашки. Теперь положение несколько меняется, по скольку молодое поколение постепенно втягивается в комсомольскую работу и так или иначе имеет возможность влиять в своей семье на старые семейные устои и взгляды. Переходя теперь к описанию расселения алтайских племен, нужно сказать, что, по данным исследователей Алтая, всю горную часть Алтая, за исключением его северо-восточной части и южных склонов Катунского и Чуйского хребтов, занимают так называемые алтай ские горные калмыки, хотя с этим названием трудно согласиться, так как калмыки далеко стоят по своему происхождению от алтайцев—выходцев когда-то большого ойрато-хакас- ского царства, водворившихся на отрогах Алтайских гор после распада чингизхановского царства. Алтайцы в разных местах области известны под разными названиями: собственно алтайцев, теленгитов или двоеданцев, живущих по правую сторону р. Катуни и на востоке по Чуе, Аргуту, Каракему, Башкаусу, Челушману и юго-восточному берегу Телецкого озера!(двоеданцами они названы за то, что до 1865 г. платили дань одновременно и России, и Китаю), телеутов, телесов, кумандинцев, туба, черневых татар (северо-восточная часть области), сойотов и шорцев (Кузнецкий уезд). Названия эти указывают на родовое проис хождение этих племен (обок). Это родовое происхождение твердо хранится в памяти алтайца и по традиции передается от отца к сыну, и трудно найти алтайца, незнающего своего рода, а если обруселый алтаец забывает своих предков и при встрече со своим одноплеменником при взаимных приветствиях не назовется, какого он рода, то теряет авторитет в глазах коренного алтайца и лишается его уважения и доверия, ибо, по понятиям алтайца, трудно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2