Вся Сибирь со включением Уральской области
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ. (Краткий исторический очерк). Экономическое положение Дальневосточной окраины, колонизация коей началась давно, осооенно ярко выявилось с момента постройки железных дорог,— с этого момента и приходится давать оценку. Постройка Забайкальской дороги и , как продолжение ее, Восточно-Китайской при влекла большое количество рабочих, среди которых не малую роль играли и «политически неблагонадежные», скрывавшиеся от царской охранки на постройках новых дорог, а также и политическая каторга, центр коей был в Забайкалье, давали тон и направление рабочему движению, которое частично началось с 1900 годов. Кроме того, золотопромышленность и-горное дело — добыча каменного угля также поглощали большие кадры пришлых пролетариев и полупролетариев, но темность и отста лость этих масс долго давали возможность капиталу проявлять максимум эксплоатаций. Наряду с постройкой желдорог «вольными рабочими» строилась и знаменитая Амурка, но уже силами каторжан , среди которых было не мало и политиков. Как жилось этим лю дям, здесь трудно полностью сказать, но все же следует отметить, что картинки рабовладель- чества в Америке бледнеют от ужасов, царивших на постройке Амурской дороги. Нужно отметить, что в период боксерского восстания в Китае в 1900 году противо действие хищническим аппетитам царизма было проявлено слабо, даже наоборот — в городе Благовещенске чернорабочие, руководимые владельцами золотых промыслов и городским мещанством, оказывали содействие правительству по охране города, приняв участие в звер ском выселении китайцев. Но это деяние дало и обратный толчек: в 1901 году начали склады ваться социал-демократические организации, главным образом на линияхжелдороги Чита—- Харбий и эс-эровские—Благовещенск —Хабаровск— Владивосток. Эсдековские организа ции руководились центрами партии, поддерживая связь через Сибирь, эсеры также имели связь с центром, но как у тех, так и других она была слабой, ибо дальность расстояния и полицейские рогатки частенько нарушали работу. Нужно также отметить и роль каторги —- с момента возникновения организаций связи их с товарищами, сидевшими в царской каторге, почти не прерывались: с «воли» оказывалась материальная и моральная поддержка, а сидя щие давали идеологическое направление революционной борьбе. Русско-японская война дала толчек к углублению революционных идей, пополняя кадры подпольных организаций товарищами, перебрасываемыми из центра правительством для усиления работ в железнодорожных мастерских, обслуживавших транспортирование войсковых подкреплений, снаряжения, продовольствия и т. д ., посылаемого для действую щей армии из центра. Усиление революционного движения в центре, неудачи армии на фронте, длинный рабочий день и бесправие рабочего класса,—вот фон,на котором разыгрались события 1905 г. на Дальнем Востоке. Застрельщиком и главной руководящей силой являлся железнодорож ный пролетариат, сконцентрированный по главным мастерским и депо Дальневосточных дорог. Движение в целом носило политический характер в конце, но в начале пред 'являлись главным образом экономические требования, вроде прибавки «пятачка» к поденному жало ванью, убрать того или иного особо-рьяного администратора, право сходок для выбора ста рост и обсуждения экономических требований; работой этой руководили подпольные пар-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2