Вся Сибирь со включением Уральской области
мещаются новыми трактатами. 3. В определенный срок заключается рыболовная конвенция в согласии с условиями Портсмутского договора. 4. Япония эвакуирует Сев. Сахалин в определенный срок. 5. Торговый договор между Японией и СССР имеет быть заключен в определенный срок. 6. Взаимно воспрещается пропаганда, вредная для национальной политики обеих стран. 7. Списываются старые долги на основе принципа о наиболее благо- приятствуемой державе. 8. Японии выдаются концессии на Сев. Сахалине. 9. Японии вы даются концессии в Восточной Сибири. 10. Николаевский инцидент улаживается. О по следних трех пунктах была сделана оговорка, что они еще окончательно не установлены. В меморандуме определялось, что после соглашения будет созвана конференция в уетано- вленный срок для детального разрешения разных вопросов. Приложенный протокол из 5-ти параграфов должен был установить: 1) детали и даты эвакуации; 2) плавание по терри ториальным водам; 3) урегулирование общественной и частной задолженности; 4) концессии (не условлено окончательно); 5) извинение за Николаевский инцидент (не условлено окон чательно). Через полтора месяца после этого, 1 августа 1924 г., были опять опубликованы сооб щения об условиях соглашения, которые открыли несколько новых интересных черт. Япония на этот раз требовала, чтобы СССР не только обеспечил за нею нефтяные месторождения Сев. Сахалина, но и признал бы захват японцами сахалинской нефти «правом, приобретен ным японскими капиталистами во время военной оккупации острова». Это было, конечно, невозможно, ибо никогда ни от кого и ни по какому документу такого юридического права Япония не получала. Второй пункт был формулирован в той форме, что по поводу Николаевского инцидента Япония «предоставляет право Советскому правительству избрать форму для выражения сожаления». Это, конечно, было несерьезно. В третьем пункте была оговорка, что «Япония об'явит об эвакуации Сахалина по собственной инициативе». Здесь, очевидно, скрывался пережиток старой китайской привычки к заботе о «спасении лица». «Потерять лицо»— в Китае признается большим бедствием, чем материальный ущерб. Мы видим отсюда, что уже полгода назад серьезного разногласия между державами не существовало, и тем не менее через месяц после этого в двух телеграммах: одной—из Нью- Йорка, другой—из Пекина сообщалось из авторитетных источников о пред'явленных ИосиД- завой тов. Карахану требованиях относительно о. Сахалина, удовлетворение которых должно было считаться равносильным отказу СССР от суверенитета над районом, передаваемым японцам в концессию. 3-я же телеграмма гласила, что Иосидзава возвращается в Токио для совещания со своим правительством о переговорах с Караханом в виду чрезмерности требований Японии. Таким образом дело тянулось и тянулось по вине Японии в бесплодных дипломатиче ских переговорах, случайными отражениями которых являлись печатавшиеся от времени до времени в газетах телеграммы и корреспонденции. Имевшее место в октябре 1924 г. соглашение тов. Карахана с Чжан-цзо-лином по во просу о Китайской-Восточной ж. д. являлось ясным доказательством тохо, что Япония желает притти к соглашению с СССР. Известно, что Чжан-цзо-лин, как японский наймит и агент, не смел бы заключить такого соглашения, если бы ему не позволили его хозяева^ С другой стороны, переход К.-В. ж. д. в управление СССР усиливал еще более влияние последнего на Тихоокеанском побережье и властно требовал признания его со стороны Японии. Все это склоняло весы в пользу соглашения, которое в конце концов и было подпи сано 20 января 1925 года. Советско-японское соглашение 20 января 1925 г. в момент окончания настоящей статьи пока еще не опубликовано полностью, но уже по тому изложению его, которое напечатано в № 19 «Известий ЦИК» от 24 января 1925 г., можно с достаточною ясностью понять весь смысл этого документа, установить его место в ряду других наших договоров с Япониею и оценить его выгоды и невыгоды. Прежде всего чрезвычайно интересно сравнить заключенное соглашение с теми «17 тре бованиями», которые в 1920 году Япония пред'являла на Дайренской конференции прави тельству Дальневосточной республики и которые она хотела положить в основу переговоров и на Чан-чуньской конференции. Здесь мы видим две совершенно несоизмеримые величины: в Дайрене и Чан-чуне Япония, видимо, чувствовала, что она имеет дело со слабою ДВР, остающеюся без серьезной поддержки со стороны, как предполагал тогда японский пред-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2