Вся Сибирь со включением Уральской области
для омоложения. Их вывозится не менее 1.500 пуд. в год на сумму свыше 1 мил. р. зол. Вы воз золота ныне превышает лишь 10—12 пуд. в год, но раньше он был весьма значителен. Мясо, рыба, хлеб, кедровые орехи и продукты горнопромышленности могут вывозиться из Урянхая в большом количестве, но сейчас этому препятствует неудовлетворительность путей сообщения. Главным продуктом импорта в Урянхай служит кирпичный чай, которого доставляется до 8.000 пуд. в год. Он провозится ныне весь через Россию, и если бы было установлено прямое пароходное сообщение из Красноярска до Красного, то доставка чая через Урян хай и Монголию, прилегающую к Танну-ула, была бы нам обеспечена. Сахара в Урянхай ввозится до 10.000 пуд.,мануфактуры—до 3,5 тыс. пуд.в год. Большой спрос пред являет Урянхайский край на огнестрельное оружие и охотничьи припасы, необходимые там для охотничьего промысла, затем на плуги и иные земледельческие орудия, утварь, топоры, пилы, ножницы, ножи всех сортов и поделочное железо и сталь, нужные для кузнечного ремесла. Полагают, что одного чугунного литья, которое можно доставлять с Абаканского завода Минусинского уезда, Урянхай может потребить не менее 10.000 пуд. в год. Выделан ной кожи (юфть и подошвенная) доставлялось в Красный из Бийска, Кяхты и Минусинска до 2.000 пуд. в год. Галантерея имеет большой спрос у зажиточных тувинцев, и раньше ее ввозилось из России в Урянхай свыше 500 пуд. в год. В общем можно предполагать, что товарооборот с Урянхайским краем может достигнуть г/2 миллиона пудов, если только будут приняты меры к улучшению транспорта, во-первых, и торгового и сельскохозяйственного кредита, во-вторых. Госбанк, Сельхозбанк или Монгольский Торгово-Промышленный Банк могли бы с пользою для дела открыть свои отделения или, по крайней мере, агентства в Урянхайском крае, и в таком случае, несомненно, экономические взаимоотношения Сибири •с Танну-тувинским государством быстро увеличились бы во много крат. III. Северная Манчжурия. Состоявшееся 20 сентября 1924 г. соглашение представителя СССР с Чжан-цзо-лином в Мукдене о Китайско-Восточной ж. д. дополнило и скрепило заключенное за 4 месяца до этого, а именно 31 мая, соглашение тов. Карахана с Пекинским правительством по тому же вопросу и дало возможность СССР вступить вместе с китайскими властями в заведывание данным предприятием. Это событие является, несомненно, самым важным фактом в жизни нашей соседки—Северной Манчжурии за минувший год; он проводит резкую грань между теми условиями работы К.-В. ж.д., которые существовали на ней с 1917 г., и теми, в которые вступает она ныне. К.-В. ж. д .,к ак главная артерия экономической жизни Сев. Манчжурии, находилась доселе в руках врагов Советской власти и потому была поставлена в положение, совершенно изолированное от прилегающих к ней губерний Сибири. Об этом ясно свидетельствует «Ста тистический Ежегодник К.-В, ж. д. на 1923 г.», дающий совершенно ничтожные цифры товаро обмена Забайкалья и Приморской губ. с Манчжурией по железной дороге. Так, в 1922 г. вывезено из Манчжурии: Лошадей. Баранов. Свиней. СгчОТсА. На Уссурийскую дорогу . . , . 55.2282.4959.469 На Забайкальскую дорогу. . . . — В в е з е н о в Ма н чжу р ию: С Уссурийской <жел. дор. . . . . 3 2 С Забайкальской жел. дор. . . . — Если мы вспомним те цифры, которыми определяется ввоз скота из Монголии в Забай калье, выражающийся в десятках, а иногда и сотнях тысяч голов, то нам станет понятным то глубоко ненормальное отношение Манчжурии, которое существовало в последние годы. Если мы видим еще некоторый вывоз скота на Уссурийскую ж . д., то он об ’ясняется тем, что скот этот вывозился через Владивосток в Японию, Приморская же губерния пользова лась им мало. Новой администрации К.-В. ж. д. предстоит поэтому возобновлять сначала упрочение товарообмена областей нашего Дальнего Востока с Манчжурией, и потому представляется
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2